Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Критерии нормального развития в оценке психического здоровья
И признаки трудностей развития в первые семь лет жизни
Возраст детей: с 2 до 3 лет.
Оценка этапов довербального и начального вербального развития
1. Основные показатели. | |
1г. 3мес | Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста |
1г.6мес | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов. |
1г.9мес. | Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов |
2г. | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов |
2г. 6мес | Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов |
3г. | Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». |
2. Оценка понимания речи | |
20 - 24 мес. | Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?». |
2г. 6мес. - 3 г. | Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее). |
3. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук | |
1 - 2г. | Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2 - 3г. | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный - хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции). |
2,5 - 3 года | переход от кулачного захвата к пятипалому. |
3,5 года | После пятипалого захвата формируется в щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме). Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь. |
4. Возрастные особенности развития общей моторики | |
1 - 2г. | Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда |
2 - 3г. | Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки |
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации | |
с 1 – до 2 лет | Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий |
2 - 3 г. | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. |
6. Признаки отставания в развитии когнитивной и эмоциональной сфер в 2 и 2,5 года. | |
2 года | Признаки отставания в развитии когнитивной сферы: •не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки) •не подбирает по образцу 3-4 цвета; •не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа); •не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета; •не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы: •не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого); •не понимает «хорошо» и «плохо»; •не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого). |
2,5 года | Признаки отставания в развитии когнитивной сферы: •не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов •не может построить «башенку» из кубиков •не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях •не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку •не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда); •не складывает разрезную картинку из двух половинок. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы: •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия; •не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо). |
Возраст детей: с 3,5 до 4,5 года.
Познавательная деятельность | ü Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей. ü Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.). ü Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета. ü Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник. ü Владеет понятиями "один-много". ü Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?). ü Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки ü Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко). ü Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут). ü Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу. ü Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей. |
Речь | ü с 3 - х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов. ü В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота. ü У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже. ü Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков. ü Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики). ü Легко повторяет за взрослым незнакомые слова ü Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке. ü Способен к диалогу со взрослым, со сверстником. ü Умеют рассказывать о виденном в 2 - 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда). ü Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка ü Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения. |
Моторика | ü может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой. ü Умеет ездить на трехколесном велосипеде ü Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность) ü Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. ü Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога. |
Изобразительная деятельность | ü В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. ü Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии ü Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. ü В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы. |
Игра | ü любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать). ü Осознает свои действия - может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать). |
Общение | ü со сверстниками играет "рядом", иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. ü В семье проявляет желание многое сделать самому. |
Навыки | ü умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. ü Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести. |
Признаки отставания в развитии когнитивной и эмоциональной сфер в 3,5 - 4,5 года. | |
В когнитивной сфере | •не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки) •не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов; •не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа); •не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета; •не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого. •не может построить «башенку» из кубиков; •не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях; •не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку; •не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда); •не складывает разрезную картинку из двух половинок. |
В эмоциональной сфере | •не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого); •не понимает «хорошо» и «плохо»; •не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия; •не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо). |
Возраст детей: с 4,5 до 5,5 года.
Познавательная деятельность | ü знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). ü Может ответить на вопросы типа "На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье? ü Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. ü Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб). ü Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну). ü Может копировать простые геометрические фигуры. ü Начинает ориентироваться в пространстве -понимает "вверху", "внизу", "рядом", "между", "напротив", "под", "над11, "около". ü Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. ü Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. ü Знает названия 6-8 цветов. ü При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены. ü Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки). ü Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет). ü Собирает кубики, мозаику. ü Отвечает на вопросы типа "Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?". ü Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ. |
Речь | ü исчезают все дефекты звукопроизношения. ü Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений. ü Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь). ü Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. |
Моторика | ü прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.). ü Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну. ü Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. |
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации | ü Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. ü Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). ü Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. ü Копирует квадрат, звезду. ü Дорисовывает три части в незавершенную картину. |
Игра | ü сюжеты игр становятся разнообразными. ü Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики - конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). ü Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки). |
Общение | ü может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. ü Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает). |
Навыки | ü справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). ü Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно. |
Формирование словаря | ü Обогащение словаря. В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия. ü Дети должны определять и называть местоположение предмета слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел). |
Активизация словаря. | ü Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги. |
Звуковая культура речи | ü Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные. ü Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. ü Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. ü Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. ü Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» - встаньте», «Кто кричал?» и т. д. ü Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день. |
Грамматический строй речи | ü Дети должны правильно согласовывать слова в предложении. ü Должны уметь: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата медвежат), правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров). ü Учить употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать. ü Дети используют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. ü Связная речь. ü Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы. ü Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) Небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины. ü Используют в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили. |
Возраст детей: с 6,5 до 7,5 года.
Познавательная деятельность | ü знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. ü Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат). ü Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц. ü Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной. ü Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные. ü Начинает понимать время. ü Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово "пожар"-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет "бумага хорошо горит". ü Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова. ü Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец). ü Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее - час или минута? змея или червячок?). ü Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика - белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.). ü Понимает сложные речевые конструкции: "Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?". ü Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку - монетка утонула. Бросил гвоздик - он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала -ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?). ü Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А. ü Умеет складывать и вычитать в пределах 10. ü Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?) ü Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый. |
Моторика | ü прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), ü катается на двухколесном велосипеде. |
Речь: | ü Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга. ü Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник). ü Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии). ü Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер. ü Может продолжить заданный орнамент, повторить контур "извилистой дорожки". ü Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу. ü может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. ü Может рассказать о своих планах. |
Игра: | ü становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. ü Играет в школу, принимая на себя роль учителя. |
Общение: | ü легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. ü В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей. |
Навыки: | ü может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.) ü Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются. ü Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий. Итогом психического развития в дошкольном детстве - является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов: ü умственная готовность помогает ребенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ, ü личностная - принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологическая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма |
Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста. Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития, в пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития. В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования. | |
Отклонения в когнитивной сфере | ü игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще; ü познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ; ü плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.; ü не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них; ü не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире; ü неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. |
Отставание в развитии эмоциональной сферы | ü не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий; ü не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся); ü не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых. Об отклонениях в эмоциональной сфере можно судить по наличию поведенческих нарушений. Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992): ü недоверие к людям, вещам, ситуациям (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их инициативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры). ü депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно). ü уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен "настороженному животному"; в разговоре беспокоен, считается с темы). ü тревожность по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается; подлизывается, старается понравиться взрослому. ü преувеличенно охотно выполняет поручения, очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать). ü враждебность по отношению ко взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи, лжет без повода и затруднений; защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания). ü тревожностъ по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других). ü враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят). ü недостаток социальной нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми; ü никогда добровольно не берется ни за какую работу; безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза). ü Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. |
Список литературы:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.
2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: изд - во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. -104 с.
3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.
4. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.
5. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.
6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.
7. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
8. Подобед С. О. Детская площадка или как воспитывать дошкольника. - Красноярск, 2002. - 34 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.
10. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.