Раздел 2. Целеполагание в педагогике
Цель воспитания в прошлом и настоящем
автор | Цель воспитания и обучения |
Конфуций (551–479 до н.э.) | Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой |
Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 – 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) | Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. |
Пифагор | Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. |
Демокрит | Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду». Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, – легкомыслие». |
Сократ | Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. |
Аристотель | Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания. |
Катон Старший | особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. |
Платон | воспитание совершенных людей, воспитание справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. |
Ян Амос Коменский | Идея гуманизма. Цели воспитания - подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность - универсальный закон мироздания), природная основа развития - сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное. |
Джон Локк | Цель: становление гражданина, воспитание джентльмена, формирование человека. Задачи: теоретическое обоснование возникновения знания. Подготовка к ведению практических дел и привитие гражданственности и ответственности. |
Жан-Жак Руссо | Цель - воспитание настоящего человека, который свободен от предрассудков, гуманен, живет плодами своего труда, ценит и защищает свою свободу, уважает свободу других. Воспитать ребенка знаниями, прежде всего теми, которые пригодятся ему в жизни. Теория материального и формального образования. Основой воспитания - природа человека. 5 «физико-механических» законов применимых к воспитанию и обучению: закон постепенности и последовательности, связности, совместных ощущений, причинности и психической самобытности. |
Иоган Генрих Песталоцци | Цель: разностороннее и гармоническое развитие всех природных сил и способностей человека |
Константин Дмитриевич Ушинский | Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. |
А. Дистервег | Основной целью воспитания Дистервег считал подготовку из ребенка совершенного человека. Он выдвигал, таким образом, идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности. |
Р.Оуэн | Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. |
Иммануил Кант | Кантовская автономная добрая воля |
Н.Е. Щуркова | Наивысшие ценности: “человек”, “жизнь”, “природа”, “общество”, “моё Я”. Школьное воспитание, определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры. |
Иван Павлович Подласый | Процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная). |