Раздел 2. Целеполагание в педагогике

Цель воспитания в прошлом и настоящем

автор Цель воспитания и обучения
Конфуций (551–479 до н.э.) Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой
Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 – 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Пифагор Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил.
Демокрит Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду». Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, – легкомыслие».
Сократ Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека.
Аристотель Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.
Катон Старший особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.
Платон воспитание совершенных людей, воспитание справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели.
Ян Амос Коменский Идея гуманизма. Цели воспитания - подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность - универсальный закон мироздания), природная основа развития - сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное.
Джон Локк Цель: становление гражданина, воспитание джентльмена, формирование человека. Задачи: теоретическое обоснование возникновения знания. Подготовка к ведению практических дел и привитие гражданственности и ответственности.
Жан-Жак Руссо Цель - воспитание настоящего человека, который свободен от предрассудков, гуманен, живет плодами своего труда, ценит и защищает свою свободу, уважает свободу других. Воспитать ребенка знаниями, прежде всего теми, которые пригодятся ему в жизни. Теория материального и формального образования. Основой воспитания - природа человека. 5 «физико-механических» законов применимых к воспитанию и обучению: закон постепенности и последовательности, связности, совместных ощущений, причинности и психической самобытности.
Иоган Генрих Песталоцци Цель: разностороннее и гармоническое развитие всех природных сил и способностей человека
Константин Дмитриевич Ушинский Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком.
А. Дистервег Основной целью воспитания Дистервег считал подготовку из ребенка совершенного человека. Он выдвигал, таким образом, идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности.
Р.Оуэн Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека.
Иммануил Кант Кантовская автономная добрая воля
Н.Е. Щуркова   Наивысшие ценности: “человек”, “жизнь”, “природа”, “общество”, “моё Я”. Школьное воспитание, определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в грани­цах культуры.
Иван Павлович Подласый Процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная).

Наши рекомендации