Связь теории и методики обучения экологии с психологией.
Теория и методика обучения экологии тесно связаны с психологией, которая исследует развитие личности в процессе обучения, изучает психологические основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, раскрывает особенности развития различных психологических процессов, механизм формирования интересов, мотивов и т. д.
Экологическая психология - формирует представления о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего теория и методика обучения экологии разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления процессом развития умственной деятельности учащихся.
Словарь
В
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Литература:
- Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. М., изд. МПСИ, 2004
Д
Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
Литература:
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-изд., испр. и доп.- М., 2003.- 152 с.
М
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательныхпроцессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
Литература:
- Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
- Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007.
Н
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Литература:
- «Наука» // Большая Советская Энциклопедия
О
Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Литература:
- Александрова О. А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93.
Обуче́ние (в педагогике) — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
П
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.
Педагогика - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения;
Литература:
- Никандров H. Д., Корнетов Г. Б. Педагогика / гл. ред. Давыдов В. В — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — 608 с.
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
Литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. Издательства: Университетская книга, Логос, 2009 г.
Психология — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Литература:
- Гальперин, Пётр Яковлевич. Введение в психологию — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
- Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию. Курс лекций — Москва: АСТ, 2008.
У
Учебный предмет - система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, определяющим профиль подготовки специалиста.
Литература:
- Большой Энциклопедический словарь. 2000
Э
Экология — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
Литература:
1. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь.=Akhatov A.G. Ecology. Encyclopaedic Dictionary.- Казань=Kazan, ТКИ, Экополис, 1995. - 368 с