Педагогика как наука. Объект, предмет, стр-а, функции

От греч. Пайдогогос – дитя, веду. Оформление ее в науку связано с именем Коменского «Великая дидактика». В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогическая наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности.

Существует 3 концепции во взглядах на педагогическую науку:

1) педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. «-» фактическое отрицание педагогики как самостоятельной теоретической науки,

2) педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. «-» этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой, фактическое отрицание права педагогики на свой предмет, собственное теоретическое знание, а это негативно сказывается на педагогической практике,

3) является наиболее продуктивной, по которой педагогика – относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объектом педагогики является не ребенок, как представляют многие, а «педагогический факт, явление» (Макаренко), связанных с развитием личности ребенка, его психики. Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Образование изучают и многие другие науки, но они не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимоде-е педагогов и учащихся в процессе этого развития.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, ОУ). В этом случае педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всей его жизни.

Функции педагогической науки:

1.Теоретическая реализуется на трех уровнях:

- описательный,

- диагностический,

- прогностический (создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем).

2.Технологическая реализуется на трех уровнях:

- проективный,

- преобразовательный,

- рефлексивный (оценка влияния результатов исследований на практику обучения и воспитания).

Связь педагогики с другими науками.

Некоторые взаимосвязи возникли давно. Другие являются более поздними образованиями.

Связь с философией является наиболее длительной и продуктивной, т.к. философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий. Важна методологическая функция философии, от которой зависит направление педагогического поиска, т.ж. разрабатывается система общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Связь с психологией является наиболее традиционной, т.е. педагогика должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это отмечал еще Коменский.

Связь с биологией, изучающей индивидуальное развитие человека, действие природных факторов. Биологическая проблема соотношения биологических и социальных факторов развития человека – одна из центральных и в педагогике.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единую теоретическую конструкцию, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь с медициной привела к появлению коррекционной педагогики.

Тесно связана педагогика и с общественными науками. Отношения с экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества, немаловажно стимулирование научных открытий в этой области.

Связь с социологией в том, что и здесь рассматривается планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов и партий.

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Ее структура:

Общая П., исследующая основные закономерности образования,

Возрастная П. – дошкольная, школьная, П. взрослых,

Коррекционная – сурдопедагогика, тифлопедагогика (слепые), олигофренопедагогика, логопедия,

Частные методики по преподаванию отдельных предметов,

История педагогики и образования,

Отраслевая П. (общая, военная, спортивная, высшей школы).

Наши рекомендации