При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и принять их. Мы поддержали каждого
Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, только для того, чтобы понравиться нам. Мы можем понять и принять человека таким, какой он есть, если его действия не нарушают прав другого человека. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть. НО ПОМНИТЕ моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека!
V. Рефлексия
О время рефлексии ведущий должен побудить КАЖДОГО высказаться, это можно сделать при помощи вопросов.
Давайте подведем итоги нашей встречи с помощью рефлексии. «Рефлексия – это поворот сознания на себя». Давайте учиться наблюдать за собой. Вспомните свои мысли, которые возникали на тренинге, как менялись ваши чувства в процессе занятия, что вы чувствуете сейчас. Наша задача научиться самонаблюдению, этот навык очень пригодится нам в жизни. Я прошу вас ответить на вопросы:
1. Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным, актуальным и полезным? (Пусть сначала выскажется желающий, а затем предложите высказываться его соседу и так ВСЕМ по кругу).
2. Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия? Удовлетворенность/ неудовлетворенность; пустоту/ переполненность эмоциями; радость / грусть? и т.д.) (ответы участников).
3. Вы чему-то научились сегодня? Чему? (ответы участников).
VI. Итоговый вывод
ознакомить с особенностями межкультурного общения (взаимодействия),
Сегодня мы с вами говорили о межкультурном взаимодействии, о так называемой межэтнической толерантности. Это слово мы вспоминаем тогда, когда сталкиваемся с людьми, которые чем-то на нас не похожи. В общении сними мы ведем себя по-разному: терпим или нет, принимаем или нет, поддерживаем или нет.
Мы учились жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож, старались учиться бесконфликтному общению с представителями других народов, культур, сообществ.
Из нашего занятия я прошу вас запомнить несколько выводов.
(Ведущий. проходя по кругу быстро объединяет участников в группы по несколько человек, чтобы получилось 6 групп), и раздает каждой группе листы А 4 с крупно напечатанными выводами.)
Прошу вас познакомиться с содержанием текста на листе, и если вы согласны с этим правилом, то давайте будем зачитывать их по очереди.(пауза 1 мин. для работы групп). Готовы, пожалуйста, кто-нибудь из первой группы, зачитайте первое правило.
(Группы по очереди озвучивают выводы, листы с которыми ведущий затем закрепляет на доске или флипчарте.)
Для понимания другой культуры нужно постараться больше узнать о ней, познакомиться с историей, условиями жизни, нормами и правилами, увидеть положительное.
Важно помнить, что народы (нации) имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны менять свои обычаи, только для того, чтобы понравиться нам. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть.
3. Если даже вы что-то резко не принимаете, не стоит из-за ваших взглядов изводить конкретного человека: ему, может быть, и так несладко. Будьте терпимее! Уважайте других!
Если вы чувствуете в себе силы, окажите поддержку человеку, который в ней очень нуждается.
Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с человеком из этой культуры, который может стать проводником и защитником.
6. Гармоничное межэтническое взаимодействие предполагает:
Уважение, терпимость (мы с уважением относимся к тому, кто на нас не похож);
Принятие (мы принимаем другую культуру (человека) такой, какая она есть, без осуждения);
Поддержка (мы стараемся поддержать человека, который на нас непохож).
Заключительные слова ведущего:
Всем большое спасибо! Мы замечательно поработали и в завершение нашей встречи я хочу пожелать вам МИРА И СОГЛАСИЯ!
Приложения:
Инструкция этнографам
Итоговые выводы (крупно)