Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе – первый проректор _____________________ Д. Е. Иванов   «___» ______________ 2016 г.  

Рабочая программа дисциплины

Б1.В.ОД.12 Производственная и пожарная автоматика
     
     
     
Направление подготовки
20.03.01 Техносферная безопасность
   
Профиль Пожарная безопасность
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр  
Форма обучения заочная
       

Чебоксары

Рабочая программа дисциплины «Производственная и пожарная автоматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.03.2016 № 246 и ОПОП ВО 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль подготовки «Пожарная безопасность».

Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Пожарная безопасность», форма обучения заочная.

Составитель рабочей программы: доцент кафедры пожарной безопасности Васильев С.Н.

Программа одобрена на заседании кафедры пожарной безопасности
от «___» ___________ 2016 года, протокол № ____

Подписи:

Автор ____________________ С. Н. Васильев

Зав. кафедрой _____________________ И. В. Ситка

Декан факультета _____________________ В. Г. Ефремов

 
  Место дисциплины в структуре ОПОП ВО - student2.ru

Содержание

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины ……………………………..…………….…… 4
  2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО ………………………....…… 5
  3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………….…. 6
  4. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………… 10
  5. Содержание дисциплины …………………………………………….….….. 10
  6. Образовательные технологии …..……………………………………...…… 33
  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……. 34
  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………… 35
  9. Лист согласования РПД ..……………………………………………………. 38

Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Производственная и пожарная автоматика» является готовность обучаемого решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной (далее - программа прикладного бакалавриата).

Рабочая программа ориентирована на решение следующих задач:

1. Сервисно-эксплуатационная деятельность:

- эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;

- проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;

- эксплуатация средств контроля безопасности;

- выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

- составление инструкций безопасности;

- ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей;

- выбор и эксплуатация средств контроля безопасности;

- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

2. Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

- выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

- участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы;

- определение зон повышенного техногенного риска.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

В соответствии ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, профиль подготовки «Пожарная безопасность» (уровень бакалавриата) ОПОП ВО содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 % вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплина«Производственная и пожарная автоматика»относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

2.1 Дисциплина (модуль) базируется на следующих дисциплинах (модулях, практиках) ОПОП ВО:

1. Иностранный язык (ОК-13, ОПК-4)

2. Высшая математика (ОК-10)

3. Информатика (ОК-12, ОПК-1)

4. Физика (ОК-10, ОПК-1)

5. Теория горения и взрыва (ОК-7, ОПК-1, ПК-14)

6. Химия (ОК-10)

7. Экология (ОК-7, ПК-16)

8. Ноксология (ОК-7, ОПК-4)

9. Инженерная графика (ОК-11, ПК-15)

10. Механика (ОК-11, ОПК-3)

11. Гидрогазодинамика (ОК-2, ОК-5, ОПК-3, ПК-7)

12. Теплофизика (ОК-2, ОПК-1)

13. Электроника и электротехника (ОК-10, ОПК-1, ПК-6)

14. Метрология, стандартизация и сертификация (ОК-9, ОПК-1, ПК-8)

15. Медико-биологические основы безопасности (ОК-1)

16. Надежность технических систем и технологические риски (ОК-4, ОПК-1, ПК-17)

17. Безопасность жизнедеятельности (ОК-115, ОПК-4, ПК-15)

18. Управления техносферной безопасностью (ОК-14, ОПК-5, ПК-18)

19. Надзор и контроль в сфере безопасности (ОК-6, ОПК-4, ПК-18)

20. Государственный пожарный надзор, правовые аспекты (ОК-3, ОПК-3, ПК-18)

21. История пожарной охраны и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОК-4, ОПК-4)

22. Материаловедение и технология материалов (ОК-11, ОПК-3, ПК-15)

23. Физиология человека (ОК-1, ОПК-4)

24. Физико-химические основы развития и тушения пожаров (ОК-11, ОПК-3, ПК-15)

25. Противопожарное водоснабжение (ОК-11, ОПК-1, ПК-5)

26. Пожарная безопасность электроустановок (ОК-2, ОПК-2, ПК-15)

27. Здания и сооружения и их устойчивость при пожаре (ОК-9, ОПК-2, ПК-16)

28. Пожарная безопасность в строительстве (ОК-4, ОПК-3, ПК-18)

29. Пожарная безопасность технологических процессов (ОК-2, ОПК-3, ПК-18)

30. Пожарная техника (ОК-6, ОПК-2, ПК-8)

31. Прогнозирование опасных факторов пожара (ОК-12, ОПК-3, ПК-15)

32. Экономика пожарной безопасности (ОК-8, ОПК-2, ПК-18)

33. Автоматизированные системы управления и связи (ОК-8, ОПК-1, ПК-5)

34. Технология строительных процессов и их пожарная безопасность (ОК-10, ОПК-2)

35. Информационные технологии в техносферной безопасности (ОК-8, ОК-12)

36. Компьютерные технологии в техносферной безопасности (ОК-8, ОК-12, ОПК-1)

37. Трехмерное моделирование (ОК-8, ОК-12, ОПК-1)

38. Компьютерная графика (ОК-8, ОК-12, ОПК-1)

39. Пожарно-строевая подготовка (ОК-6, ОПК-5)

40. Подготовка газодымзащитника (ОК-6, ОПК-5)

41. Организация и введение аварийно-спасательных работ (ОК-1, ОПК-4, ПК-8)

42. Гражданская оборона и мобилизационная работа (ОК-1, ОПК-4, ПК-8)

43. Организация и управление в области ПБ (ОК-13, ОПК-5, ПК-14)

44. Архитектура промышленных и гражданских зданий (ОК-13, ОПК-5, ПК-14)

45. Основы организации службы и подготовки (ОК-14, ОПК-3, ПК-8)

46. Управление персоналом (ОК-14, ОПК-3, ПК-8)

47. Огнестойкость строительных конструкций (ОК-7, ОПК-3, ПК-17)

48. Классификация строительных конструкций по пожарной безопасности (ОК-7, ОПК-3, ПК-17)

49. Теоретические основы огнезащиты (ОК-2, ОПК-1, ПК-5)

50. Научные подходы повышения огнестойкости конструкций (ОК-2, ОПК-1, ПК-5)

51. Пожарная тактика (ОК-15, ОПК-5

52. Средства и способы тушения пожаров (ОК-15, ОПК-5)

2.2 Изучение данной дисциплины (модуля) необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик ОПОП ВО по данному направлению подготовки / специальности:

1. Производственная (преддипломная) практика (ОК-2, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15; ОПК-1, 3, 4; ПК-5, 14, 17, 18).

2. Итоговый междисциплинарный экзамен по профилю подготовки "Пожарная безопасность" (ОК-6, 9, 11, 14, 15; ОПК-1, 2, 3, 4, 5; ПК-5, 6, 8, 14, 15, 16, 17, 18).

3. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ОК-6, 9, 11, 14, 15; ОПК-1, 2, 3, 4, 5; ПК-5, 6, 8, 14, 15, 16, 17, 18).

3 Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные:

- владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры) (ОК-1);

- владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);

- владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) (ОК-3);

- владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться) (ОК-4);

- владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);

- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);

- владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

- способностью работать самостоятельно (ОК-8);

- способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);

- способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);

- способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владением методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-13);

- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14);

- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Общепрофессиональные:

- способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов профессиональной деятельности (ОПК-2);

- способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);

- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ОПК-4);

- готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ОПК-5).

Профессиональные:

Сервисно-эксплуатационная деятельность:

- способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5);

- способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);

- способностью организовывать и проводить техническое обслуживание, ремонт, консервацию и хранение средств защиты, контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ПК-7);

- способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ПК-8).

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

- способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-14);

- способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);

- способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);

- способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);

- готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации (ПК-18).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- место и роль производственной и пожарной автоматики в системе обеспечения пожарной безопасности объектов экономики ОК-9;

- требования руководящих документов, приказов, наставлений, указаний, рекомендаций, регламентирующих работу пожарной охраны и инженерно-технического персонала объектов экономики в области организации и проведения комплекса работ по проектированию, внедрению и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты ОК-9;

- порядок и методику разработки технической документации по проектированию, внедрению и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты ОК-8;

- методику инженерного расчета проектных решений автоматических систем противопожарной защиты ОК-8;

- организацию и методы руководства и управления производственным персоналом при осуществлении оперативного и технического контроля, технического обслуживания и ремонтных работ на установках автоматической противопожарной защиты ОК-8;

- тактико-технические возможности оборудования и систем автоматических средств раннего обнаружения и тушения пожаров ОК-8;

- технические возможности, огнетушащие составы и приемы раннего обнаружения и тушения пожаров современными автоматическими средствами пожаротушения ОК-8;

- методику организации и проведения пожарно-тактических обследований работоспособности автоматических средств раннего обнаружения и автоматических установок тушения пожаров ОК-8;

- требования охраны труда при производстве работ ОК-9.

Уметь:

- управлять оперативным и инженерно-техническим персоналом при организации работ по осуществлению контроля за повседневной эксплуатацией автоматических средств раннего обнаружения и тушения пожаров, технического обслуживания и проведения ремонтных работ ОК-8;

- организовывать и проводить все виды подготовки оперативного и инженерно-технического персонала на допуск к самостоятельному проведению работ по осуществлению контроля за повседневной эксплуатацией автоматических средств раннего обнаружения и тушения пожаров, техническому обслуживанию и ремонтным работам (ПТМ, изучение материально-технической части, изучение нормативных требований и т.д.) ОК-8;

- анализировать работу автоматических средств раннего обнаружения и тушения пожаров, проводить разбор действий пожарной автоматики в условиях пожара ОК-8;

- составлять описание пожаров и оперативные документы ОК-8.

Владеть:

- навыками современных методов расчетов в области разработки исходных материалов, проектирования автоматических средств раннего обнаружения и тушения пожаров, экономического обоснования принятых решений и т.п. ОК-8;

- навыками оформления требуемых разделов проектной документации по автоматической противопожарной защите объектов экономики ПК-17; ПК-19.

Наши рекомендации