Структура курсовой работы. 7. Список использованной литературы.
1. Титульный лист.
2. План или содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Общие выводы.
6. Приложения.
7. Список использованной литературы.
1. Титульный лист оформляется согласно образцу, представленному в приложениях, и содержит сведения об учебном заведении (его принадлежности и название), название курсовой работы, сведения о студенте и научного руководителя, год написания курсовой работы.
2. План или содержание представляют собой отдельный лист, на котором отражены составные части работы и определены начальные номера страниц каждого раздела, подраздела, каждой структурной единицы курсовой работы.
3. Типичными ошибками этой части курсовой работы являются:
1. Отсутствие названий, вместо названий встречается такое распределение: «Теоретическая часть» и «Практическая часть», что является недопустимым.
2. Отсутствие нумерации страниц или их двойная нумерация (с. 16-19), написанные буквы «С» перед номером страницы (с.23).
3. Неверная нумерация разделов и подразделов. Правильную нумерацию смотри в приложениях. При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа, например, 1.3 – третий параграф первой главы, 2.2 – второй параграф второй главы.
4. Во введении обосновывается актуальность темы, ее значение для теории и практики определенной науки, связь темы курсовой с научными планами, программами, темами научно-исследовательской работы кафедры, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, источниковая и экспериментальная база, теоретическая и практическая значимость, сведения о публикации и апробации результатов исследования, структура работы.
Актуальность курсовой работы обосновывается, с одной стороны, анализом социальной ситуации, которая сложилась, выделением определенного социального противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью решения этого противоречия. Актуальность определяется важностью проблемы, которая решается, для общества в целом (социальная актуальность). Значимость исследуемой проблематики для решения насущных задач педагогической теории и практики приводит педагогическую актуальность курсовой работы. Личная актуальность определяется тем, каким образом отдельное исследование способствует личностному развитию будущего учителя.
Обосновав актуальность тематики курсовой работы, студент должен указать, с какими научными планами, программами, темами, связана проблематика, которая исследуется.
Объект и предмет исследования всегда взаимосвязаны с темой курсовой работы. При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой работы проявляются системные и логические связи.
Объектопределяет, что именно исследуется автором в конкретной работе. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Объект исследования представляет собой часть педагогической реальности, которую автор выбирает для изучения. Исследование начинается с определения его объекта и предмета. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания в процессе проведения исследования. Под объектом понимается совокупность различных аспектов теории, выступающих источником для исследования и предметом практической и теоретической деятельности человека (процесс или явление, выбранное для изучения).
Объектом исследования могут быть: процесс формирования ..., процесс функционирования ..., процесс общения ..., процесс умственного (морального, эстетического, физического трудового и любого) воспитания ..., процесс развития ..., процесс коррекции ..., процесс учебной деятельности ..., процесс управления ..., процесс профессионально-педагогической подготовки ..., процесс организации .... Но исследовать подобный объект во всех его связях и отношениях в рамках одной работы практически невозможно.
Поэтому определяют предмет исследования, который указывает на аспект проблемы, который изучается в определенном исследовании. Предметисследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в отдельной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования, он находится в границах объекта. Таким образом, предмет исследования выступает узким объектом. Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. Определение объекта и предмета исследования вытекает из формулировки темы и содержания исследования.
Предметом исследования являются: система диагностики ..., педагогические условия ..., логика, принципы, методы, практические аспекты ..., содержание, формы и методы ..., особенности развития, обучения, воспитания ..., тенденции развития ..., пути совершенствования ..., особенности ..., противоречия учебно-воспитательного процесса.
С объектом и предметом тесно связана проблема исследования, которая является характеристикой определенной проблемной ситуации. Практически проблема перерастает в цель, которую поставил перед собой исследователь, то есть цель исследования заключается в том, чтобы решить какую-то проблему.
Научная проблема и цель должны отражать требования современного общества, быть актуальными и общественно значимыми.
Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом (цель выступает как прогнозируемый, ожидаемый результат) и путями его достижения. Конечный результат исследования предусматривает решение студентами проблемной ситуации, которая отражает противоречие между типичным состоянием объекта исследования в реальной практике и требованиями общества к его более эффективному функционированию. Цель курсовой работы в своей формулировке почти совпадает с названием собственно темы, только ей должен предшествовать глагол: выявить, определить, проанализировать, установить и тому подобное. Следует запомнить, что цель курсовой работы должна быть одна, целей не может быть больше (как задач), так как в одной курсовой работе разрабатывается только одна тема, а не две, три и т.
Целью научного исследования может быть: выявить, обосновать и экспериментально проверить пути, педагогические (дидактические, методические, методологические) условия (предпосылки) формирования (воспитания, развития), разработать теоретическую модель ..., педагогически обосновать содержание, формы, методы, средства, приемы учебной и воспитательной работы ..., раскрыть связи между педагогическими процессами и явлениями ..., изучить динамику развития ..., раскрыть возможности совершенствования педагогических процессов..., разработать педагогические, научно-методические, социально-педагогические, организационно-методические основы формирования, воспитания, функционирования, организации ..., разработать требования ..., определить условия..., разработать методику (методическую систему) формирование ..., определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств) ... разработать требования, критерии, выявить характеристику и оценку педагогических процессов или явлений ..., выявить зависимость, которая существует между факторами, раскрыть связи между педагогическими явлениями и процессами..., разработать условия для устранения недостатков учебно-воспитательного процесса.
Цель делится на ряд более конкретных задач. Задачи выдвигаются на основе теоретического анализа проблемы и оценки ее состояния в практике. Наличие поставленной цели исследования позволяет определить задачи исследования, которые могут содержать следующие составляющие:
1. Решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему исследования (например, выявление сущности понятий, явлений, процессов, дальнейшее совершенствование их изучения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.д.).
2. Всестороннее (при необходимости и экспериментальное) изучение практики решения отдельной проблемы, проявление ее типичного состояния, недостатков и трудностей, их причин, типичных особенностей передового опыта; такое изучение позволяет уточнить, проверить данные, опубликованные в специальных непериодических и периодических изданиях, поднять уровень научных фактов, обоснованных в процессе специального исследования.
3. Обоснование необходимой системы мер по решению определенной проблемы.
4. Экспериментальная проверка предложенной системы мер по соответствию ее критериям оптимальности, т.е. достижение максимально важных в соответствующих условиях результатов решения этой проблемы при определенных затратах времени и усилий.
5. Разработка методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практике работы соответствующих учреждений и организаций.
Задания исследованияраскрывают условия, при которых достигается цель курсовой.
На основе сформулированных задач выстраивается структура курсовой, что отражается в ее плане. Иначе говоря, задачи курсовой работы должны быть непосредственно связаны с содержанием (с названиями разделов и подразделов), ситуация, когда формулировка задач и пунктов плана курсовой работы не имеют ничего общего, недопустима. При этом следует заметить, что пунктов плана-содержания может быть столько же или больше, чем заданий (обычно так и бывает), но ни в коем случае не меньше. Описание решения задач составляет содержание разделов и подразделов работы. Заголовки этих структурных единиц работы формулируются на основе задач. Задачи определяются последовательно, каждое следующее задание вытекает из предыдущего:
1 – выяснение состояния изученности проблемы;
2 – выяснение состояния проблемы в современной педагогической теории и практике (экспериментальное изучение практики решения проблемы);
3 – обоснование системы мероприятий для решения поставленной задачи;
4 – экспериментальная проверка предложенной системы;
5 – разработка методических рекомендаций.
Формулировку задач лучше начинать со слов: осуществить, выявить, раскрыть, определить, установить, разработать, подобрать, подготовить, выяснить, обосновать, уточнить, проверить, оценить, указать условия, при которых будет осуществляться определенная поисковая работа, определить критерии или стандарты, согласно которым будет оцениваться результат.
Формулируя задачи, желательно пользоваться однозначными терминами. Текст нужно формулировать четко, не перегружая лишними словами. Каждое положение должно касаться только одного процесса. Ориентировочно количество задач может колебаться от 3 до 5.
После формулировки задач конструируется вариант гипотезы. Гипотеза – это предположение, в котором на основе ряда факторов делается вывод об объекте, о причинах явления, но именно это предположение нельзя считать полностью доказанным. В процессе обучения в высшем учебном заведении и доказательство гипотезы, и ее опровержение являются процессами результативными и возможными, поскольку в ходе учебного познания студент открывает уже известную науке истину, но лично для студента эта истина является закрытой.
Различают два типа гипотез: описательные(описываются причины и возможные последствия) и пояснительные (подается объяснения возможных последствий при определенных причинах, характеризуются условия, при которых эти последствия обязательно наступают, указываются факторы и причины, которые приводят к определенным последствиям).
Для объяснительных гипотез свойственно предвидение. Гипотеза предполагает, что одно из средств (группа средств) будет эффективнее других.
Выделяют два вида гипотез: первичную (рабочую) и реальную (научную). Рабочая гипотеза определяет направление исследования, его задачи, критерии классификации, оценки фактов. В процессе научного познания рабочая гипотеза переходит в научную. Реальная гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе. Условия, которым должна соответствовать гипотеза:
а) отношение к фактам (отвечать хорошо проверенным фактам);
б) отношение к известным законам науки существующих фактов: новая гипотеза не должна вступать в противоречие с теми теориями в этой области, истинность которых уже убедительно доказана;
в) гипотеза должна соответствовать общим принципам диалектико-материалистического мировоззрения;
г) экспериментальная и практическая проверка гипотезы. Прежде чем выбирать методы научно-педагогических исследований, целесообразно определиться с общей методологией исследования.