Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте место и роль педагогики и психологии в системе наук о человеке.
2. Назовите общие и специфические черты педагогики и психологии в сравнении с предметами других наук.
3. Охарактеризуйте круг основных задач, изучающих педагогикой и психологией, покажите их взаимосвязь.
4. Охарактеризуйте основные этапы становления педагогики и психологии.
5. Назовите основные закономерности педагогического процесса.
6. Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психолого-педагогическим исследованиям.
7. Охарактеризуйте блок опросных методов, сформулируйте рекомендации к их использованию в психолого-педагогических исследованиях.
8. Какие приемы повышают объективность исследователя при использовании метода наблюдения?
9. Какие социально-психологические эффекты следует учитывать при планировании, проведении и обработке результатов экспериментального исследования?
10. Соотнесите понятия «усвоение» и «научение».
11. Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.
12. Сравните алгоритмическое и программированное обучение.
13. Охарактеризуйте традиции отечественной педагогической психологии в изучении закономерностей и механизмов процесса обучения.
14. Какие диагностические методы используются для исследования учебной мотивации.
15. Охарактеризуйте уровни сформированности знаний.
16. Приведите примеры интеллектуальных и практических умений, формируемых в учебном процессе.
17. Назовите факторы, влияющие на формирование навыков в учебной деятельности.
18. Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у обучающихся?
19. Сравните задачи, формы и методы обучения в средней и высшей школе.
20. Охарактеризуйте основные задачи профессионального образования.
21. Перечислите индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.
22. В чем отличия самостоятельной учебной работы школьников и студентов?
23. Как соотносятся понятия «социализация» и «воспитание»?
24. Охарактеризуйте роль родителей ипедагогов в воспитании детей.
25. В чем Вы видите механизмы самовоспитания?
26. Какие психологические различия между девочками и мальчиками наблюдаются в практике обучения и воспитания?
27. Проанализируйте педагогические способности в зависимости от этапа образовательной системы (представленность этих способностей у воспитателей детского сада, учителя начальной, средней, старшей школы, преподавателя вуза).
28. Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога?
29. Какие факторы влияют на социально-психологический климат педагогического коллектива?
30. Перечислите основные мотивы выбора педагогической профессии,
31. Соотнесите личностные и профессиональные качества педагога.
32. Какие особенности дошкольного детства требуют их обязательно учета при создании программ обучения и воспитания детей этого возраста?
33. Приведите аргументы целесообразности использования игровых методов обучения детей дошкольного возраста.
34. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
35. Проанализируйте возможные причины школьной дезадаптации в подростковом возрасте.
36. Охарактеризуйте возрастную специфику интеллектуального развития как фактор, детерминирующий задачи, содержание и методы обучения на разных ступенях образовательной системы.
37. Охарактеризуйте студенчество как особую социальную категорию.
38. Охарактеризуйте студента как субъекта учебной деятельности.
39. Перечислите проблемы обучения взрослых.
40. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического общения.
41. Сравните монологическую и диалогическую формы педагогического общения, приведите примеры этих форм взаимодействия в учебном процессе.
42. Приведите примеры классификаций стилей педагогического общения.
43. Проиллюстрируйте примерами влияние установок преподавателя на эффективность его взаимодействия со студентами.
44. Опишите коммуникативные барьеры во взаимодействии субъектов образовательного процесса.
45. Приведите примеры стереотипов и установок в педагогическом общении.
46. В чем заключается специфика педагогического общения на разных этапах образовательной системы?
7.2 Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену
1. Область научного знания педагогики и психологии, и их связь с другими науками.
2. История становления педагогики. Предмет, задачи, структура педагогики.
3. История становления психологии. Предмет, задачи, структура психологии.
4. Методы научного исследования в педагогике
5. Методы научного исследования в психологии.
6. Образование как многоаспектный феномен.
7. Основные направления обучения в современном образовании.
8. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
9. Передача и активное усвоение социального опыта в образовательном процессе.
10. Двухстороннее единство обучения-учения в образовании.
11. Обучение и развитие.
12. Развивающее обучение в отечественном образовании.
13. Субъекты образовательного процесса.
14. Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
15. Педагог как субъект педагогической деятельности.
16. Субъективные свойства педагога. Психофизиологические (индивидуальные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.
17. Способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
18. Обучающийся (ученик, студент) — субъект учебной деятельности.
19. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.
20. Школьник как субъект учебной деятельности.
21. Студент как субъект учебной деятельности.
22. Психологические особенности подготовки и переподготовки взрослых людей.
23. Общая характеристика учебной деятельности.
24. Внешняя структура учебной деятельности.
25. Психологические концепции учения (бихевиористская, ассоциативно-рефлекторная, теория планомерного формирования умственных действий).
26. Учебная мотивация.
27. Усвоение — центральное звено учебной деятельности обучающегося.
28. Навык в процессе усвоения.
29. Самостоятельная работа как учебная деятельность.
30. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
31. Мотивация педагогической деятельности.
32. Основные функции педагогической деятельности.
33. Педагогические умения.
34. Стили педагогической деятельности.
35. Уровни (этапы) психологического анализа урока.
36. Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса.
37. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
38. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
39. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
40. Общая характеристика затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
41. Цели и принципы взаимодействия школьного психолога с детьми и педагогами.