По этому образцу можно беседовать с ребенком и о других звуках, которые в дальнейшем будем изучать или при закреплении звуков в произношении.

Уважаемые родители!!!

(Материал для повторения)

На протяжении долгого времени мы знакомились и учились находить, различать и анализировать звуки: «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ»

Обращаю Ваше внимание на то, что, казалось бы, «Д», «Т» - простые для произнесения звуки, но мы уделяем им достаточно серьезное внимание. Дело в том, что при всей видимой простоте произнесения, дети часто на слух недостаточно хорошо различают их и могут путать с такими звуками, как д=б, д=н, д=т, д=г и др; звук т=н, т=п, т=к, ть=ч, ть=сь, ть=ц, и др. Это недостаточное различение, кажущееся на первый взгляд незначительным, может вызвать затруднения при написании слов в школьных диктантах. Всем известно, что ребенок пишет слово, проговаривая его себе самостоятельно…. Если он не различил, или сомневается в том, какой звук присутствует в слове, это вызовет замедление в действии или ошибку при написании. Также известен тот факт, что если у ребенка что-то не получается, он начинает волноваться и замыкается…. Вот поэтому уже сейчас необходимо серьезно отнестись к этим звукам.

На занятии мы проводили исследования:

Слушали: звук произносится громко или тихо, с голосом – получается звонкий звук, а без голоса – тихий или глухой…

Находили место звука язычком, а это на десне, сразу за верхними зубками. Обращали внимание на то, что звук и «Д», и «Т» образуется в одном и том же месте, то есть, язычок стоит одинаково, а голос помогает изменить звук…

Когда мы толкали твердым язычком десну с голосом и сильной струей воздуха, получался твердый звонкий звук «Д», а если это же мы выполняли без голоса, образовывался твердый, но тихий звук «Т». При звуке «Т», язычок сильно толкает десну вверх и выталкивается только сильная струя воздуха, потому звук получался тихим, или по-другому его можно назвать глухим…. (для родителей уточнение… при звуках «Т», «Д» язычок упирается на границе десны и зубов)

Еще, проводили исследование образования мягкого звука «ДЬ» и «ТЬ».

Если язычок ставили мягко или делали язычок ласковым, то получался мягкий звук, а если язычок ставили твердо (как у сильного большого брата), звук получался твердый.

( еще пример для построения образа: у младшего брата язычок не такой сильный, потому что он меньше, и говорит он мягкими звуками, а у старшего брата – язычок сильный, крепкий и говорит он твердыми звуками)

Этот материал можно использовать, когда вы будете с детьми подбирать картинки со звуком «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ» для закрепления знаний. Очень хорошо, если ребенок сможет сам объяснить, почему же он считает звук твердым или мягким, глухим или звонким, почему он так решил. Это объяснение формирует (не заучивая) понимание, а оно и всплывет в памяти в школе, как необходимая информация при обучении грамоте…

А для обозначения цветом твердых и мягких звуков,(твердые синим, мягкие – зеленым ), мы используем кубик – твердый у синего домика, и вату – мягкую, у зеленого домика.

Звонкие звуки мы размещаем в домике с той стороны, где нарисован колокольчик, потому что колокольчик звенит звонко.

Это включение тактильного и зрительного восприятия способствует легкому непринужденному запоминанию. Если учесть, что у нас достаточно много времени для повторения, дети легко и комфортно, в игровой ситуации запоминают достаточно трудные понятия… (это предложение для родителей, для понимания важности ежедневных присутствий на занятиях, без пропусков…; для понимания важности закрепления и в домашних условиях, методом подбора картинок, и бесед по данному материалу). Закрепление понимания приобретенных знаний вселяет уверенность, смелость, создает хорошее настроение, является предпосылкой к возникновению интереса к познанию и обучению!!!

Обращаю Ваше внимание, при выполнении задания вы столкнетесь с тем, что «Д» в конце слова звучит тихо, как «Т». Можно провести такой сравнительный эксперимент, изменить слово с единственного числа - во множественное… комод – комоды, кот – коты, и тогда становится понятно, к какому же листу надо приклеить эту картинку, там где звук «Д» или туда, где картинки со звуком «Т».

По этому образцу можно беседовать с ребенком и о других звуках, которые в дальнейшем будем изучать или при закреплении звуков в произношении.

Все задания выполняются в спокойной доброжелательной обстановке, как увлекательная игровая ситуация общения ребенка со взрослым. Этому способствует доверие ребенку максимального участия в процессе выполнения: написании, раскрашивании, подборе картинок, вырезании под присмотром взрослого и лишь подсказок и помощи со стороны взрослого (ребенок имеет право ошибаться и выбирать).

Не допускается выполнение любого задания, как обязательный и принудительный факт, необходимый для взрослых или педагогов!!! Такое отношение к делу лишь отобьет у ребенка желание познавать, изучать и выполнять…

Опыт неоднократно подтверждает: дети, с которыми не повторяли звуки дома, не выполняли задания на листах, с трудом отличают заданный звук от других звуков и не могут четко сориентироваться в изучаемой терминологии (а именно, «твердый», «мягкий», «глухой», «звонкий»; звук находится в начале слова, в середине или в конце слова).

Наши рекомендации