Что завещали «праотцы» и разгадка тайной кнопки

Есть родители, относящиеся к вышеописанному, негативно. Они обычно ссылаются на то, что в прошлом ничего этого не знали, никакой Духовной науки и, тем не менее, дети вырастали, вырастали и 500 и 1000 лет назад, и что нужно проще к этому относиться, «не мудрствуя лукаво», любить детей, а уж они как-нибудь вырастут. Подобные рассуждения весьма распространены, но прислушайтесь к ним, и вы услышите знакомые авось-эмоциональные интонации Люцифера, подталкивающие к тому, чтобы не задумываться ни над чем и жить, как завещали отцы.

А как они жили и что, собственно завещали? Чем праотцы руководствовались в воспитании? Если оглянуться на далёкое прошлое, то можно увидеть, что праотцы во всех регионах Земли относились к детям самым серьёзнейшим образом, иначе и быть не могло, т.к. забота о потомстве входит в инстинктивную жизнь и животного и человека. Но у человека есть ещё и разум, способный вносить нужные корректуры в систему воспитания, соответствующие данной эпохе развития, чего лишены животные. К примеру, в Древней Индии за несколько тысяч лет до Христа знали, что ребёнка с самого раннего детства нужно оставлять рядом со специальным человеком, называемым “Data”(cанскр., наставник, буквально «дающий»), который, находясь рядом с ребёнком, представлял для него объект для подражания. Но не просто объект. Каждое движение, каждое напряжение мускула у него было преднамеренным, ибо ещё не была потеряна инстинктивная мудрость, и наставник (Data) черпал из неё всё то, что было необходимо ребёнку. Тогда ещё сохранялось ощущение своей принадлежности Духовному миру, и это выражалось в почитании телесности, её совершенствовании. Телесность была выражением Духа и путём к Духу. Тогда знали, что при определённом ритме дыхания и сохранении пластичности тела достигалась возможность этот путь использовать и соединяться (йога) с Духовной мудростью. Это было в то время своего рода высшим образованием.

Традиция почитания телесности и способность видеть в ней и душу, и дух была перенесена с Востока в Персию, Халдею, Египет, Иудею и Грецию. Поэтому, как резонанс, в Древней Греции возникает своя «йога», со своим культом тела и своим ритмом дыхания. Наставник превратился здесь в водителя мальчиков – педагога.

Мальчика отдавали на воспитание после достижения семилетнего возраста. До этого он должен был находиться в семье, в окружении женщин. Это не было случайностью. Женщина в Древней Греции была отстранена от общественной жизни, и её главной заботой было, как бы продолжить эмбриональный период ребёнка, обеспечить ему инстинктивное домашнее развитие, исключающее случайные влияния, ибо считалось, что физическое тело человека до семи лет является оболочкой для божественно-духовного существа. Греки знали, что в эту унаследованную оболочку ребёнок нисходит с неба и в ней живёт до семи лет, затем её слагает и на протяжении последующих семи лет облекается в свою собственную. Поэтому до 7 лет полагались на Божественные силы, принесённые из предземной жизни, а после 7 лет старались эти силы сохранить в ребёнке до самой смерти. В связи с этим задачей педагога-гимнаста было продолжить «…то божественное созидание, которое делает телесное выражением духовного» 8. Ребёнок должен был сохраниться в человеке на всю жизнь. С этой целью гимнаст должен был «…развить тело так, чтобы оно благодаря гармонии своих частей, благодаря гармонии своих движений являлось откровением божественной красоты» 9.

Первый этап обучения у гимнаста начинался с освоения движений в сложном групповом танце, где мальчики постепенно обучались двигаться сообразно определённому метру, такту, ритму, сообразно общему пластически-музыкальному. Движущийся в хороводе мальчик ощущал «…внутреннее тепло, организующе расходящееся по членам, и его внутренние чувства путём телесно-физического процесса преобразовывались в то, что внешне раскрывалось как душевное, как то, что одушевляло пальцы кифариста, то, что одушевляло речь и превращало её в пение» 10. Всё это называлось оркестрика. Она развивала правильное функционирование ритмической системы, и её вершиной была игра на кифаре, или лире и пение. Этим достигалось внутреннее единство физического, душевного и духовного.

Вторым этапом обучения у гимнаста была борьба (палестрика). Находясь в определённом душевном состоянии, человек обучался ловко выполнять целенаправленные движения, как бы изнутри владеть своими членами. И для этого, для лучшего ощущения тела борцы натираясь маслом добавляли в него песок Гимнаст подводил борцов к овладению двумя типами движений. Одно несло в себе закругление; другое – радиальность. Одно развивало ловкость, выдержку и способность преодолевать противодействие; другое – силу, проворность, телесную гармонию. Одно давало возможность быть сильным, чтобы познать мир; другое – возможность при употреблении силы избрать в мире любое направление. Греки были убеждены, что с помощью палестрики можно гармонизировать всю систему движений и стать в правильное отношение ко всему космосу и что воспитанная с помощью палестрики рука встраивается в поток космической силы, которая, направляясь в мозг, открывает человеку космические тайны и идеи.

Без специальной тренировки, а в силу того, что вырабатывались телесные привычки, из совокупности телесных привычек, развивалась замечательная память, способная воспроизвести наизусть любую поэму, услышанную хотя бы раз.

К обучению философии, математике и пр. дисциплинам приступали достигнув 20-летнего возраста, т.е. тогда, когда гимнастика завершала развитие тела и, следовательно, интеллектуальных способностей.

Таким образом, ведущая роль в воспитании предоставлялась гимнасту. Он не забивал голову знаниями, но эффективно и наилучшим образом способствовал духовному развитию благодаря тому, что приводил в согласие с космосом наиболее подвижные органы своих воспитанников. И достигал он этого через привычку. Все упражнения должны были перейти в привычку. Силы, действовавшие в ребёнке до 7 лет, при таком воспитании как бы сохранялись в нём и продолжали действовать на протяжении всей жизни, и человек, следовательно, имел на протяжении всей жизни неисчерпаемый духовный источник мудрости.

Но этим источником человек не мог пользоваться вечно, ведь он в своей эволюции шёл навстречу индивидуализации, всё более уплотнялся, выкристаллизовывался и, соответственно, дистанцировался от Духовного мира. Все тайны и идеи доступные гимнастам нужно было сохранить и донести потомкам. Эта душевная потребность стимулировала преобразование речи в письмо. Знания консервировались впрок. Мифы, легенды, сказания – это реальные события очень далёкого прошлого, сохранённые посвящёнными для будущего развития человечества, для понимания пройденного пути.

Римская культура, сменившая греческую, несла в себе тенденцию к абстракции, поэтому тело, душу и дух она не видела в целостности. Телесное воспитание хотя и сохранялось, но отдельно от душевного воспитания. Культ тела стал уступать культу души. Душа теперь рассматривается как более благородное в человеке. И душевная способность речи, как отражение потребности римской общественной жизни, становится ведущей в воспитании. Оратор сменяет гимнаста. Способность человека воздействовать с помощью речи была подхвачена в эпоху раннего средневековья монастырскими школами и распространилась по всей Европе. Идеалом стал тот, кто мог красиво говорить и убеждать. Наибольшей высоты риторика достигает в устах церковного проповедника, говорящего о душе.

XIII-XIV века были для человека кульминацией уплотнения, что нашло отражение в развитии самосознания, в потребности познавать. Душа томилась вопросами, на которые догматизированные церковные ораторы не могли ответить.

В этом месте истории наши праотцы не сумели сделать нужной коррекции – отменить ранние церковные догмы. Поэтому начавшаяся Эпоха Возрождения и не смогла возродить воедино человеческие тело, душу и дух. Водительница культуры – церковь – кострами ответила на вопросы души.

Потребность в знании побуждает с XV-XVI веков провозгласить идеалом интеллектуально-духовное воспитание. Стал цениться знающий человек – доктор. Это можно считать симптомом того, что в культуру человека вступил материализм. Человеческие тело и душа, то есть то, что как-то внешне себя проявляло, оказалось вне опоры Нового Времени. Опору видели в том, что скрыто – в интеллекте.

Но что мог тогда дать человечеству голый интеллектуализм? И с чем человечество реально осталось в тот момент? С умением красиво говорить и убеждать; с громадным багажом ценных древних знаний и полным непониманием их; с изоляцией от Духовного мира и иллюзией контакта с ним; со стремлением к знаниям и традициями прошлого. Можно сказать, что человечество оказалось у нулевой точки отсчёта, наедине только со своими чувствами и с этим клубком противоречий, не позволяющим тогда и до сих пор рассматривать человека триединым, а значит и не позволяющим прийти к здоровой системе воспитания.

Человечество и сегодня не готово оценить свой прошлый опыт и извлечь выводы из эпохи гимнаста, выводы, касающиеся того, что контакт с духовным миром достигается не сам по себе, а огромным трудом. Ни Древний Восток, ни Древняя Греция не получали мудрость, как приданое, а зарабатывали её упорным, каждодневным усилием. И наше время не исключение. Нам нужно это уяснить себе и не впасть ни в гимнастико-олимпийский культ, ни в риторико-догматическое «пение», ни в докторско-интеллектуалистическую односторонность – все они были возможны только в прошлом. Нужно внимательно проанализировать это прошлое, весь исторический путь человечества и попытаться познать тройственное существо человека, приблизиться к его разгадке как Божественного Творения. В этом неоценимую помощь может оказать Духовная наука – Антропософия, рассматривающая человека в совокупности со Вселенной и ставящая вопросы воспитания исходя из природы ребёнка, а не из материалистически-односторонних доктрин. Ребёнок сам в себе несёт и вопросы, и ответы, нужно лишь уметь увидеть в нём мудрый оттиск Вселенной и прочесть космические письмена. Тогда и вопрос о совершенствечеловека и о тайной кнопке будет решён!

Примечания:

*…образы мира.

Насколько сильны были эти образы можно судить по нескольким примерам из дошедших до нас алфавитов.


Что завещали «праотцы» и разгадка тайной кнопки - student2.ru

**…эвритмия.

Эвритмия, в переводе с греческого – прекрасный ритм, прекрасное движение. Один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве. Основы эвритмии как искусства были разработаны Р.Штейнером в 1912 году. Возникновение эвритмии не случайно. Почему? Потому, что то, что раньше мы делали бессознательно теперь должны делать осмысленно.

Р.Штейнер говорил, что, занимаясь гимнастикой, спортом человек ощущает пространство, с заключёнными в себе возможностями различных положений, пронизанным различными направлениями. И человек впрыгивает в них, следует им и в соответствии с ними пользуется гимнастическими снарядами. Иначе говоря, выполняются движения, ориентированные на внешний мир. Во время декламации или пения астральное тело человека, вибрируя, воздействует на эфирное тело, образуя при этом определённые конфигурации и если эти конфигурации эфирного тела зарисовать и синхронно с текстом выразить движением всего тела, то мы будем видеть речь, видеть как проявляется духовное в человеке. Происходит низведение свехчувственного в чувственное. Эвритмия – откровение внутреннего. Она ориентируется на внутренний мир человека. В ней человек выражает то, что переживает в дыхании, в кровообращении (поскольку эти процессы одушевлённые). Зримая эвритмия развивает в мозгу новый вид мышления, когда всё притекающее в «Я» и в астральное тело человека во сне и по пробуждению будет доступно физической организации. Весь организм становится органом восприятия духовного мира. Существующие представления эвритмистов благотворно воздействуют и на зрителей, укрепляют души и гармонизируют внутренние процессы, т.е. несут ещё и терапевтический эффект. В 30 годах в Мхатовской студии под руководством М.Чехова занимались эвритмией как частью необходимого актёрского мастерства. Некоторые люди от природы близки к эвритмическому самовыражению, они подсознательно чувствуют движение, но главным в эвритмии как раз и является перенос неосознанного в сферу осознанного.

1.Духовная наука – Антропософия, рассматривает Законы Вселенского развития и их взаимодействие с человеком. Её основатель Рудольф Штейнер - (1861-1925) – австрийский учёный, основал точный научный метод исследования сверхчувственного мира; благодаря этому методу, к примеру, открывается взаимосвязь социальной жизни с дальнейшим развитием Человека и Земли. Идеи признаны во всём мире. Наследие (354 тома) опубликовано на всех европейских языках.

2. Жан Поль Фридрих Рихтер известный в Европе немецкий писатель и педагог XIX века. Его педагогическое сочинение «Левана или Наука Воспитания», и сегодня может быть настольной книгой родителей и педагогов.

3. Поскольку в России медведи ещё не перевелись, то нам оживить память стоит и для этого придётся немного отвлечься и обратиться к внешней форме памяти: традициям и обычаям некоторых народов, помнящих ещё о своём родстве с медведем. Нанайцы (Гольды), к примеру, это помнят хорошо и называют медведя сыном или братом.

Гуцулы тоже помнят о том, что медведь был "братом отцов". Карпатские Гуцулы называют его "младшим дядюшкой", или "старшой" (Джеймс Джордж Фрэзер – «Золотая Ветвь», Москва 1986г.).

А вот Тунгусы и Айны устраивают даже особые медвежьи ритуалы-церемонии. Очень волосатые и заросшие, Айны считают себя потомками медведей, гордятся тем, что происходят от медведя. Они берут маленького медвежонка, и женщины племени вскармливают его грудью. Подросшего медведя помещают в клетку и кормят отборной пищей, ласково и с почтением к нему относятся. А через три года всем родом съедают его, прося при этом, чтобы он передал божеству, как к нему здесь хорошо относились, заботились и ещё просили медведя, потом вернуться опять.

Гиляки из Восточной Сибири тоже вскармливают медведя до взрослого состояния и ритуал у них такой же.

Другая форма памяти - внутренняя - это миф. И чем отдалённее времена мы рассматриваем, тем эта форма памяти для нас точнее и ценнее. К примеру, в греческих мифах есть тоже множество указаний на родство человека с медведем. В одном говорится, как Зевс явился к Каллисто в облике медведя и лишил её девственности, которую она клялась "хранить вечно". Её подруга - Артемида - увидев во время купания большой живот у Каллисто и узнав о нарушении клятвы, прогнала её, превратив в медведицу. Родившийся у неё, в человеческом обличье, сын - Аркас, стал родоначальником народа Аркадии и великим охотником. Мать же скрывалась в дремучих лесах. Однажды она увидела Аркаса и ей очень захотелось приласкать сына, но он, при виде зверя схватился за оружие и ... .Спас Каллисто Зевс, поместив её в виде созвездия "... на самом красивом месте неба, совсем рядом с небесным полюсом". (Из книги Карла Кёнига "Брат Зверь").

Народ, живший в северной части Атлантиды, назывался Аккадийцами. И когда тёплый климат стал меняться (конец третичного периода), часть этого народа ушла южнее, продолжив развитие, а те, кто остались в северных районах (после смещения земной оси) как бы законсервировались в холоде, ибо вместо суточного светового цикла, четырёхвременного годичного цикла и умеренной гравитационной тяжести, получили шестимесячный холодный день и шестимесячную холодную ночь, то есть, сутки оказались как бы равными году. Если же к этому добавить переизбыток гравитационных сил тяжести и недостаток тепла, то станет ясным, что этот народ не мог попасть в нужный космический ритм и, следовательно, не сумел изменить своего обличья. Поэтому Эврипид не случайно называл Пана близнецом Аркаса (Arkatos,Arkos - указывают на медведя), что говорит нам о том, каким был внешне человек в то далёкое время, на своём пути к современному облику.

О подходе к доисторическим временам Р. Штейнер сказал следующее: "Нет нужды рыться в геологических отложениях Земли, если хочешь узнать людей древности, имевших свою высшую телесность ещё вне физического тела, это было бы абсурдно..., так не найдёшь ничего, кроме упадочных продуктов доисторического человечества. Но в отложениях человеческой духовной жизни, именно в том духовно-геологическом слое, который сохранился в греческой мифологии, там мы находим, как панцири улиток и раковин в геологических отложениях Земли, нормального среднего атлантического человека. Если мы изучаем конфигурацию фавнов, панов и силенов, то мы получаем в руки те геологические остатки, которые на самом деле ведут нас к прачеловечеству Земли". ("Мировые чудеса, испытания души и откровения духа" - в полном собрании сочинений том 129, доклад 6-й).

Айны, вероятнее всего те самые потомки аккадийцев-панов, не опустившиеся на передние "лапы" и впавшие в животность, но и не влившиеся вполне в русло эволюции.

Что касается обезьян, то их появление вызвано другой, полярной проблемой: переизбытком тропического лета и нехваткой гравитационной тяжести. Одна из человеческих ветвей, оказавшаяся слишком надолго в неблагоприятных для развития условиях с переизбытком тепла постепенно деградировала, не сумев вовремя сформировать мозг.

4.При слабом «Я», как правило, – диабет.

5.С этой сложной и интересной темой можно познакомиться в книге Р. Штейнера «Духовнонаучные импульсы к развитию физики». Москва. Из-во «Антропософия», 2000г.

6. Это будет возможным в далёком будущем. В настоящий момент необходимо понимание задачи в целом и понимание задачи на сегодняшний день.

7. В поставленном по новеллам Э. По фильме «Три шага в бреду», герои совершают в каждой новелле эти самые бредовые шаги (одна из новелл в постановке Феллини).

8.Смотри Р.Штейнер. – «Современная духовная жизнь и воспитание», из-во «Парсифаль». Москва. 1996 г.

9. Там же.

10. Там же.

Наши рекомендации