Лекция №3 Общие методы воспитания
Метод воспитания- способ решения воспитательной задачи, направленный на достижение цели воспитания и значение его выражается в совместной целесообразной деятельности воспитателя и воспитанников для решения воспитательной задачи
Группы методов:
1) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения ( приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций)
2) Методы формирования сознания ( пример, рассказ, беседа, диспут, лекция)
3) Методы стимулирования деятельности и поведения ( соревнование, поощрение, наказание)
1) Приучение– побуждения воспитанника к выполнению определённого действия с целью формирования навыков правильного поведения
Условия эффективности:
- выполнение действия должно быть полезным и полезность его выполнения должна быть понятной
- действия должны выполнятся на основе привлекательно образца
- для выполнения действий должны быть созданы благоприятные условия
- действия должны выполняться систематический, контролироваться и поощряться, поддерживаться коллективом
- с 5-летнего возраста каждое действие должно выполнятся на основе единого осознанного нравственного требования
Упражнение– многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы с целью выработки черт характера, качеств личности
Это система осознанных действий, складывающихся в поступок.
Условия эффективности:
- систематичность
- анализ и самоанализ результатов
- поощрение и коллективное одобрение осознанного идеала
Поручение – определение воспитанниками и выполнение ими разнообразных заданий ( обязанностей) с целью формирования определенных качеств личности
Условия эффективности:
- поручение даёт коллектив
- поручение соответствует интересам и возможностям
- при выполнении поручения дети имеют возможность проявить инициативу, выступить в роли организаторов
- выполнение поручения осуществляется под педагогическим контролем
- обсуждение результатов выполненных поручений
Требование– прямое эмоционально-волевое воздействие с целью побуждения его к совершению конкретных поступков или соблюдению определённых правил поведения
Бывают прямые (приказание, указание) и косвенные (намёк, просьба, совет)
Функции:
- выражает нормы общественного поведения
- выступает в качестве конкретных реальных задач, которые нужно выполнить
- стимулирует или тормозит поведение
2)Пример –применяется в работе с детьми всех возрастов
Условия эффективности:
- пример должен приводиться человеком, пользующимся у воспитанников уважением, авторитетом
- воспитатель должен сам обладать качеством, которое приводит в качестве примера
- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ученика, быть приемлемым для использования в сегодняшней жизни
- не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребёнка
- не следует часто использовать один и тот же пример
Рассказ –сообщение о поступке, поучительной истории, с целью вызвать стремление следовать к хорошему
Функции:
- пополнение знаний о нормах морали, обогащение знанием опыта поведения других людей
Требования:
- краткость
- эмоциональность
- составление фактов
- выбор времени проведения (после какого-либо поступка, события)
- организация последующей деятельности в соответствии с положениями рассказа
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий или явлений
Требования:
- содержание беседы должно быть интересным, близким опыту
-беседа добра иметь диалогический характер, дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать своё мнение
- не следует слишком быстро отвергать и осуждать неправильные мнения и суждения
- нужно учитывать характер взаимоотношений между деться
- после беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответсвии с основными выводами беседы
Диспуты – активное выражение своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы
Условия эффективности:
- тема должна волновать всех, быть связанной с переживаниями и поступками всех учащихся
- в коллективе должны быть противоречивые мнения по обсуждаемой теме
- должен быть тщательно подготовлен
- не следует осуждать учащихся, высказывающих неправильно мнение. Результатом диспута не может быть решение по обсуждаемому вопросу
Лекция – глубокое и доказательное раскрытие какого-либо вопроса, теории нравственности, эстетической, политической или другой теории
Условия эффективности:
- раскрытие истории проблемы, современных противоречий и путей их решения
- последовательность, образность и эмоциональность изложения
- привлечение в качестве иллюстраций ярких примеров
- использование наглядных пособий
- обращение к слушателям с вопросами для активизации их внимания
3) Соревнование – стремление достигнуть в деятельности наиболее высоких общественно-полезных результатов
Требования:
- каждый участник должен иметь возможность добиться успеха, проявить свои способности, инициативу
- не следует распространять соревнование на учение и нравственное воспитание
Поощрение – стимулирование деятельности с помощью положительной оценки их поведения
Наказание– торможение неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий и суждений
Вызывают у ребёнка переживания, связанные с самооценкой своего поступка