Вопрос № 2. Виды и функции менеджмента.
Вопрос № 1. Менеджмент разновидность хозяйственного управления.
Определение:
Менеджмент имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит он своей непосредственной целью получение прибыли или нет.
ПРИМЕР: Рабы, крепостные крестьяне, работники госпредприятия – были несвободными, а деятельность носила натуральный характер ( т.е. не была ориентирована на потребности рынка ).
В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось преимущественно как самоуправление.
С превращением мелких индивидуальных хозяйств в крупные предприятия положение изменилось. Во главе стоял собственник основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалось объединенной экономической властью.
Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наемного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций.
Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определенных занятий и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих.
Так появился современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и управленческие функции (( менеджмент – это руководство ( русский эквивалент )).
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон.
Сегодня на Западе менеджмент существует на как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, Менеджмент – представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Слово менеджмент в переводе с латинского – рука, сила; с английского – объезжать лошадей.
Вопрос № 2. Виды и функции менеджмента.
Виды менеджмента:
1. Организационное управление ( создание организации, формирование структуры и т.д. )
2. Перспективное управление ( долгосрочные цели организации, определение основных путец их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность ).
3. Текущее управление ( постановка конкретных задач, обеспечение их материальными, людскими, информационными, финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов и т.д. ).
Перспективное и текущее управление имеет объекты:
1. Управление производством ( выбор основных параметров технологического процесса, определение объемов выпуска продукции и т.д. ).
2. Управление материально – техническим снабжением и сбытом готовой продукции ( организация заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов и т.д. ).
3. Управление инновациями – т.е. нововведениями, научными исследованиями, внедрение новинок в производство.
4. Управление маркетингом – самая важная и сложная сфера хозяйственной деятельности ( изучение рынка, конъюнктуры, формирование каналов сбыта и т.д.).
5. Управление кадрами – подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации, вознаграждение, стимуляция труда и т.д.
6. Финансовое управление – состав бюджета, финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и т.д.
7. Управление эккаутингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнивание с исходными и плановыми показателями, с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов.
Функции менеджмента:
1. Главная функция – планирование ( цели и задачи на предстоящий период, разрабатывают стратегию, составляет планы и программы, для их реализации ).
2. Организационная функция – практическое воплощение замыслов.
3. Функция координации – направлять в нужную сторону.
4. Мотивационная функция – определение потребностей людей, с целью удовлетворения их, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
5. Контрольная функция – проверять время от времени, оценивать и корректировать.