Второй урок представляет О.Н. Шадрина.
Детям Света нужны Учителя Света. Где взять таких учителей? Их нет, почти мало, а дети есть. Как быть? Выход один: нужно самим становиться такими!
Чтобы выполнить высокую миссию духовного преображения современного общества, которое определяется состоянием образования, самым существенным преображениям должен быть подвержен учитель. Реализация идей Гуманной педагогики – это, главным образом, эксперимент над педагогом. Поскольку не готовят таких педагогов в вузах, необходимо учиться самим быть гуманными. Мы не хотим зла своим детям, мы хотим, как лучше. Но почему же в таком случае получается, как всегда?! В чем причина? Неужели только в преобладании обстоятельств, перед которыми мы бессильны? Наверное, главной причиной многих негативных явлений в обществе и школе все-таки являются не плохие условия, хотя и они существенны, а отсутствие того, что можно и нужно назвать культурой педагогического мышления. Поскольку Культура вбирает в себя все формы духовной жизни человека, – «красота и знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества» (Н.К. Рерих), – культура педагогического мышления, на наш взгляд, может быть представлена как ориентация сознания педагога на ЧЕЛОВЕКА. Причем не абстрактного, а конкретного человека – в нем самом, его учениках и их родителях, коллегах, членах своей семьи. ЧЕЛОВЕКА во всем многообразии проявлений его биологической и социальной сущности. Культура педагогического мышления – это духовно-нравственный стержень личности учителя, его способность к постоянному самосовершенствованию, углублению и расширению своего сознания. Она предполагает гуманизацию педагогического мышления, переход от авторитаризма, технократичности профессионального сознания к гуманному педагогическому мышлению. Чем выше будет уровень культуры педагогического мышления, чем активнее духовные ценности будут вплетены в образование, в повседневную жизнь учителя, тем естественнее будут реализовываться в образовательном процессе принципы человечности, тем эффективнее будут решаться задачи, стоящие перед школой, семьей, обществом. Но как этого достичь?… Ведь никакими приказами нельзя в одночасье сделать педагога высокодуховным, обладающим гуманным педагогическим мышлением. Как разбудить в учителе Человека, то человеческое, что отличает нас от животных? Как добиться того, чтобы учитель сам понял, осознал, что не нужно менять мир, нужно начать с изменения самого себя, что с собой надо что-то делать и как можно скорее. Чтобы не стало слишком поздно, чтобы не искалечить душу ребёнка, который верит своему учителю, любит его, которому подражает во всем. В профессиональной подготовке современного учителя гуманизация педагогического мышления, к сожалению, еще не заняла достойного места. Она все еще недооценивается как первооснова образования, назначение которого должно быть производно от высших духовных целей, ценностей и подчинено им. Практически все осознают, что ребёнок является центральной фигурой современного образовательного процесса, и это замечательно, но, к сожалению, при этом часто забывают о том, что Учитель выполняет ведущую роль, и именно от него зачастую зависит, каким будет видеть повзрослевший ребёнок этот такой сложный и такой прекрасный мир, кем будет ощущать себя. В этих условиях актуальной становится организация специальной помощи учителям в их духовном росте, поскольку ни один вузовский Госстандарт не ставит перед университетами задачи подготовки гуманного педагога. Надо признать, что процессы духовного преобразования учителя, расширение педагогического, преодоление стереотипов профессионального поведения, переход от авторитарного (технократического) мышления к гуманному идут мучительно долго, противоречиво, низкими темпами. Приходится опять и опять возвращаться к идеалам Истины, Добра, Красоты. Но это не должно быть простым повторением, это должно быть постоянное обращение к своему внутреннему миру, обращение к Человеку в себе. В этом как никогда нуждаются и современные учителя – и уже работающие, и будущие, которые приходят к нам в университет такие юные и уже многие с искаженным сознанием, с израненными душами. Как помочь им освободиться от этого внутреннего рабства, которое, как правило, самой личностью далеко не всегда осознается и которое ограничивает духовный рост?
В моей педагогической практике как преподавателя вуза сложился достаточно позитивный опыт такой работы. Проблема ценностно-смыслового освоения педагогами основ гуманизации современного образования достаточно успешно может решаться через спецкурсы, например, такие как «Теоретико-методологические основы гуманизации образования», «Гуманно-личностная концепция “Школа Жизни” Ш.А. Амонашвили», «Аксиологические основы гуманизации образовательной среды» и др.), через гуманистически ориентированные предметы психолого-педагогического цикла («Теория воспитания», «Философия образования», «Психолого-педагогическая антропология», «История образования и педагогической мысли» и др.), но самое главное, через кропотливую ненавязчивую помощь, психолого-педагогическую поддержку, причем на любых занятиях.
Аналогичную работу мы практикуем и в профессиональном взаимодействии с педагогами. Особое значение среди многообразия форм работы с педагогами приобретает организация научно-практических семинаров, педагогических гостиных и пр. не только по направлениям инновационной деятельности учреждения, а что немаловажно, по изменению авторитарного стиля мышления на гуманное педагогическое мышление. Причем, как показал опыт, целесообразнее проводить подобную работу постоянно. А это необычайно сложно. Мы обращаемся к вечной мудрости и постепенно меняемся сами. Несмотря на то, что очевидно ни один спецкурс или отдельное занятие не может решить проблему в полной мере, нельзя не использовать потенциальные возможности педагогической Истины. В частности подобная работа может проводиться на сравнительном анализе логико-структурных схем технократического (знаниевого, авторитарного) и гуманного педагогического мышления.
Мы постепенно убеждаемся в том, что, несмотря на собственную авторитарность, у каждого из устремленных к самоизменению, к расширению собственного сознания, есть потенциал. Стоит только начать. И тогда педагог не только понимает, а также начинает чувствовать, что можно научиться радоваться нашей жизни – радоваться всему, что с тобой происходит, даже допущенным ошибкам – в них так много «пищи» для размышлений! Удивляться новым, необычным граням уже известного. Испытывать удовольствие от мучительного интеллектуального поиска Истины.
В нашей практике мы только начинаем подобную работу, и хотя не все получается, накапливается достаточно ценный опыт.
Например, очень значимыми в профессиональной подготовке гуманного учителя являются тренинговые упражнения, направленные на непосредственное осознание самих себя людьми несовершенными, но имеющими все потенциальные возможности стать таковыми. При этом нужно не только помнить слова Н.А. Бердяева: «Каждый человек потенциально гениален», но и верить в это, поскольку важно, чтобы поверил в свои педагогические способности и сам учитель. Стараемся добиться того, чтобы на занятиях педагоги удивлялись и начинали мыслить новыми категориями. Приветствуются смех и напряженная работа эмоционально окрашенной мысли. Главное открытие заключается для многих в том, что информация о человеке является достаточно известной, но почему-то раньше ее не рассматривали относительно себя самих. Отрефлексированные педагогические истины – тяжело долго сидеть за партой (а каково детям в школе?), неумение самого педагога слышать и слушать при хорошо развитом умении говорить, неумение задавать вопросы и т.п. – становятся основой тренинговых игр и упражнений на снятие интеллектуальных, мышечных и эмоциональных «зажимов». Таким образом, пробуем помогать себе в формировании основных свойств гуманного педагогического мышления, таких как, например, диалоговость, рефлексивность, творящее терпение, аналитическая направленность интеллекта и др. Среди подобных упражнений можно выделить следующие:
– на развитие способности к рефлексии на групповом и индивидуально-личностном уровне направлена игра «Прятки» – участники делают вид, что прячутся, а водящий говорит, например: «Я нашел его, потому что увидел, как из него брызжет фонтан идей» (в ходе игры все говорят о лучших качествах друг друга).
– на формирование творящего терпения как свойства гуманного мышления можно использовать анализ педагогических ситуаций. Например, представь, что в жаркий летний полдень ты стоишь на берегу реки, и готовишься прыгнуть в ее прохладные воды, а твой друг решает тебе помочь и подталкивает (толкает) в воду, что произойдет? (Так и мы постоянно хотим «помочь» своим детям, подталкивая их к тому, что они уже и сами готовы сделать. А в результате уже не рискуют это делать, если учитель стоит рядом).
– на развитие аналитической направленности интеллекта используются разнообразные игры и упражнения гуманистической направленности, вызывающие улыбку, обучающие умению учиться понимать друг друга, не только слушать, но и слышать. Например, очень нравится игра «Сыщики», в которой задается проблемная ситуация, требующая ответа, что случилось. Играющие выполняют роль сыщиков, ведущий – единственного свидетеля происшествия. «Сыщики» задают вопросы, «свидетель» отвечает односложно, только «да» или «нет» (Пример ситуации для обыгрывания – «Ушел и не вернулся»).
Хорошо, если удается добиться самого главного и педагог сам приходит к пониманию невозможности изменений парадигмы своего мышления без усилий самой личности, связанных с процессами самосознания, самоопределения, самостроительства. Как же это на самом деле сложно, и не все получается, или не так как хочется. «С собою справиться, с собою, куда труднее, чем с толпою… Себя в себе же распознать, себя в себе же обуздать, в себе же зверя усмирить и помирить себя с собою…» (М. Озолиня). А здесь, несмотря на то, что видимые результаты не всегда быстрые и положительные, нужно только набраться «творящего терпения» и безграничной веры в силу Гуманной педагогики.
Из этого следует главная задача воспитания педагога – помочь понять себя и других как ЧЕЛОВЕКА, научить разбираться в своих проблемах и мобилизовывать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Постепенно в процессе воспитательного взаимодействия педагог ориентируется на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития личности и способствовать их достижению. Чтобы обрести гармонию Духа и Света, попробовать стать лучше, человечнее, гуманнее, еще раз задать себе вопросы, найти свой ответ на мучивший вопрос, нам (и опытным педагогам, и начинающим учителям, и студентам) очень важно также не меньше, а больше, чем детям, размышлять над мудростями, которые обязательно должны быть на наших занятиях, например, «Только тогда станешь Человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А. Радищев).
Подобная работа сопровождается постоянным преодолением трудностей, далеко не все получается. Кроме того, существуют и факторы, препятствующие этому: во-первых, отсутствие в образовательном процессе вуза, школы, детского сада устоявшихся традиций такой работы над собой. Во-вторых, свойственные не только сегодняшним студентам – вчерашним выпускникам, а также отдельным педагогам – эгоцентричные установки сознания – видение мира через призму только своих интересов. Современный человек испытывает трудности, связанные с неумением, а иногда и нежеланием принять и понять другого человека как личность, со своей собственной культурой, логикой мышления, поведения.
В себе самом
Ищи на все ответ –
Тот, кто огонь
Сердечный возжигает,
Идет вперед
И постигает Свет!..
(В. Соболь)
Культура педагогического мышления не зависит от времени и обстоятельств, не определяется уровнем развития мышления, она зависит только от совести и человечности учителя.
Урок 3. «Чтоб давать, надо брать из источника Мудрости вечной…»