Andante - Allegro sempre legato
Andante -Allegro
Andante - Allegro sempre legato
Andante -Allegra
M. Донец.-Тессейр |
M Донец -Тессейр
Ш Allegro
Andantino | А. Ифферт | ||
и --~~~ „I m n •44—^T^1^ rJtfJflJ ■Hi | г------- 1---- | ||
1 667
Andante- Allegro |
184 Presto
stmpre leg:
Allegro
Sempre legato
П. Виардо-Гарсиа
В Рождественская
Г ПанОфка |
126 Allegretto |
Упражнения для развития дыхания (№№ 122—126)
Упражнения 122—126, построенные, в основном, на гаммообразных движениях, рассчитаны на выработку длнтельного дыхання, умения его распределять н добирать. Их следует давать хорошо подвинутым
i ученикам. Петь их нужно на гласные а, е, о в быстром движении, четко акцентируя сильные доли тактов, делая плавное crescendo к верхним звукам. Количество гаммообразных фнгур в упражнениях 123—125 можно постепенно увеличивать в соответствии- с возможностями дыхання у ученика. Надо помнить, что никогда не следует использовать дыхание до конца, оставаться без дыхания. Это деформирует звук. Лучше ограничиться меньшим количеством фигур. Упражнение 126 рассчитано на приобретение навыка оста-, навлнвать дыхание на паузах без его добора. Все упражнения сле-
i дует петь на одном дыхании.
M. Маркези |
Allegro con brio
Presto sempre legato |
Донец-Теееейр |
umprt legato
Упражнения для развития техники беглости (№№ 127—143)
Упражнения 127—143 служат для выработки техники беглости и посвящены главным образом «мелкой» технике, форшлагам, gruppetto, трели. Широкие гаммообразные и арпеджированные движения уже приводились нами выше. Упражнения 127—143 в высокой степени способствуют приобретению гибкости, упругости гортани, вырабатывают подвижность, способность быстро менять характер движения, тнп исполнения, снимают форсировку звука, делают его более ясным, ярким, определенным. Все упражнения этой группы надо сначала учнть в умеренном темпе. Для четкости полезно использовать слоги да, фа, ля, ма и т. п. Выполняя этн упражнения, надо следовать акцентам, отделяя этнм одну группу нот от другой. Упражнения 127, 128 исполнять связно, не стремясь распространять их на края диапазона. Следить за ритмической и интонационной четкостью.
Упражнение 129 исполняется связно, с акцентами. Следить за точностью выпевання чередуемых интервалов. Это упражнение в быстром движении хорошо подготавливает трель. Его. следует транспонировать по полутонам в пределах центральной части днапазона.
Упражнение 130 исполняется на одном дыхании связно. Его полезно также петь, меняя ритмический рисунок путем задержания на верхнем звуке каждой фигуры.
Упражнение 131 рассчитано на смену движения legato и staccato, a также смену динамики звука. Первая фигура legato исполняется энергично на forte, вторая — легким staccato на piano. Упражнение 132—арпеджио вверх с гаммообразным Движением вниз.
Его следует исполнять энергично и четко, следя за тем, чтобы звук» нисходящей гаммы не смазывались. Фигуру упражнения полезно повторить второй раз иа piano.
Упражнение 133 рассчитано на смеиу движения по трезвучию на гаммо-образные ходы. Следует точно выполнять акценты и постепенно убыстряя движения довести его до presto.
Упражнение 134 представляет собою смену legato и staccato в гаммооб-разных ходах. Следить за тем, чтобы ноты в пассажах legato не смазывались. Довести упражнение до быстрого темпа.
Упражнение 135 — пение быстрых мелких фигур, где legato прерывается staccato. Надо пропевать весь пассаж на одном дыхании и научиться делать staccato без подхвата дыхания, а лишь делая необходимые остановки его.
Упражнение 136 — арпеджио, сменяющееся нисходящей гаммой с возвращением вверх на каждом звуке. Рассчитано на выработку способности быстро изменять характер движения. Петь вначале в умеренном движении следуя акцентам.
Упражнения 137—138 служат для работы над форшлагами. Учрть их надо в медленном темпе постоянно доводя до форшлага.
Упражнения 139, 140 н 141 — для выработки gruppetto. Упражнение 139 изучается сначала медленно и потом доводится до фигуры gruppetto. В упражнении 140 надо четко акцентировать каждую фигуру. В упражнении 141—выполнять указанную динамику.
Упражнения 142 и 143 следует употреблять для выработки трели. Прежде чем приступать к ней, надо поупражняться на движениях чередования соседних нот, как это дается, например, в упражнениях 39, 129, а также в движении форшлага. Чередование нот упражнения 142 лишь подготавливает трель, но не создает ее, так иак она не является сменой нот, а делается движением всей гортани. Этому способствует форшлаг упражнения 143, который переводит гортань в колебательное движение. Пение перед трелью чередующихся нот помогает удержать в сознании оба эти звука, которых следует достигнуть в движении трели. Трель следует давать тогда, когда гортань уже хорошо натреннрована в техннке беглостн.
J27 Allegro - Presto
sempre legato ~
Щй-
120 Allegro- Presto
Allegretto
LalAllegretto
Allegro
Allegro - Presto
Allegretto
П. Виардо -Гарсиа
П. Бона
Г Панофкэ
О. Сеффери
12.sAllegro - Presto sempn^legato
SAllegro- Presto
Б. Карелли
molto moderato |
Г Алчевский |
-J»
M Гарсна
Медленно учить.
Довести до
М Глинна
142
В. РождественсТСая
JJJJJJiJI»
М Глинка
Медленно учить
Гц | и м1 ь,П1ч\~т
J
Довести до
139 Медленно учить
М. Глинке
I JTTJTJ г » I J- JJJJIJ » * Iй1-"-1 Г
Довести до
VU JUJU'H.ipi
Allegro |
I |
§:t |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..................................................................................................... 3 А
Глава первая. РУССКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ И СОВЕТСКОЕ ВОКАЛЬ- fl
НОЕ ИСКУССТВО ............................................. ■ . . . . . 3' ii'
1. Из истории развития русской национальной школы пения . . . . 8 mi
2. Развитие советского вокального искусства......................................................... 63 | ■
Искусство после Великой Октябрьской социалистической революции. *'|
Двадцатые годы................................................................................ ,. . 63 1
Вокальное искусство в тридцатые годы................................................................ 85 >'J|'
Вокальное искусство во время Великой отечественной войны ... 97 '
Послевоенное двадцатилетие (1945—1965)..................................................... 97 if
3. Требования, предъявляемые к советскому певцу......................................... 129 fffi
4. Задачи советского педагога и требования, предъявляемые к нему . 136 >ДК
Глява вторая. СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПСИ
ХОЛОГИИ .............................................................................................. 152 "Я
1. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса . . 152 Ш
2. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной яеда- .(Ж
гогики............................................................................................................... 202'«Ш
Основы павловского учения о высшей нервной деятельности . .202 Де Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в сеете сЖ
учения И. П. Павлова............................................................................... 232 , щ<
О связи техники и исполнительства........................................................................ -232 -Ш
Развитие певческих навыков................................................................ '. . . 241 ' щ
Развитие ощущений и формирование вокального слуха певца . . . 257 щ
Врабатываемость. Распевание. Состояние перед выступлением . . . 270 <Ж
Утомление................................................................................................................... 279 щ
3. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педа- Ш
гогике . ........................................................................ 289 >щ
Психологические процессы.......................................................................... 290 'В
Познавательная сфера......................................... ■.................................................. 290 •< ж
Эмоциональная сфера............................................................................................... 313 ''Ш
Волевая сфера............................................................................................................ 319 Ш
Психологический анализ деятельности........................................................ 325 /Ц
Психические свойства личности................................................................... 333 ЦШ
Глава третья. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ . . 347 Щ
1 Дыхание.................................................................................................................. 347 ^
2. Работа гортани в пенни........................................................................................ 383 Щ
Положение гортани в пении........................................................................ 383 {
Внутренняя работа гортани.......................................................................... 408 'Ц
674 '$
Атака звука............................................................................................................... 435
Регистры 44^
3. Работа артикуляционного аппарата в пении..................................................... 465
4. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов . . 509
5. Опора певческого голоса..................................................................................... 520
Глава четвертая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С УЧЕНИКОМ ....................................................................................... 532
1. Задачи первого периода занятий ................................................................ 532
2. Развитие голоса ученика.................................................................................... 556
3. Работа над различными видами вокализации......................................... 591
4. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса . . 603
5. Гигиена и режим певца................................................................................. 611
Жизненный режим певца и некоторые общегигиенические правила 611
Профессиональная гигиена............................................................................ 626
Список литературы.................................................................................... 637
Упражнения .............................................................................................. 643
«■•■•.<" л ?»■
Индекс 9-2
ДМИТРИЕВ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
Редактор 3. Маркова Худож. редактор А. Головкина
Художник Н. Фролов
Технический редактор Е. Непомнящая
Корректор Э. Дарович
Подп. к печ. 20/VIII 1968 г.
А-08857 Форм. бум. 6OX90'/ie
Печ. л. 42,25 (Условные 42,25)
Уч.-изд. л. 41,33 Тираж 7400 экз.
Изд. № 4817 Т. п. 68 г., № 687
Зак. 737 Цена 2 р. 26 к. Бумага № 1
Издательство «Музыка»,
Москва, Неглиниая ул., 14
Московская типография № 6
Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете
Министров СССР Москва, Ж-88, 1-й Южио-портовый пр., 17.