Когда начинать читать малышу
Начинать читать ребенку надо как можно раньше, буквально сразу после годовалого «юбилея». Чтобы ребенок впоследствии любил читать, ему, прежде всего, нужен пример для подражания.
Методика для таких крох проста. Читать вслух перед сном, когда динамичные игры и движения затухают, малыш лежит в кроватке и готовится ко сну.
При этом мы дополнительно применяли такой метод.
Читая дочке перед сном, сохраняли контакт рука‑рука (родителя и малыша), незначительно массируя ладонь. Прикосновения любящего родителя всегда на пользу ребенку. Кроме того, массаж положительно сказывается на нервной системе. Импульсы, поступающие от кожных рецепторов ладони в кору головного мозга, помогают развиваться расположенным там отделам. Это визуально заметно: ребенок становится спокойнее и…внимательнее.
В таком состоянии он способен лучше воспринимать чтение вслух, другие окружающие воздействия, работа всех внутренних органов молодого организма совершенствуется, полученные знания лучше запоминаются. И время перед сном в данном случае не помеха восприимчивости ребенка. Главное, на мой взгляд, отсутствие посторонних звуков (звонков, громкой музыки, падающих кастрюль).
В чтении вслух перед сном главным действующим лицом (хотя и молчащим) является сам ребенок, лежащий в кроватке, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг маленького человечка через противопоставление теплого дома‑защиты и относительно опасного внешнего мира, темного леса, волка, поля, куда ребенку пока самому ходить не надо. В 1,5–2 года «Мальчик с пальчик» пока еще не готов выйти в мир, он (и его братья) еще слишком мал для этого. По сценарию сказки родитель уводит их из родного дома, для лучшего пропитания. Для нашей дочки внешний мир представлялся в виде чащи темного леса, и это не замедлило сказаться в эмоциональном плане – сказка ей не понравилась.
1.2. Как читать малышу?
Первый возраст
На втором году жизни наша девочка стала вдруг, без всякого повода, удивительно упрямой: почти каждое указание воспринимала с протестом, старалась настоять на своем. До сих пор она говорила о себе в третьем лице, а в 1 год и 9 месяцев стала применять местоимение «я». Вместо прежнего: Аня хочет раскраску», теперь говорилось «Я хочу…дай мне…». Период упрямства на примере нашей дочери – это один из периодов нормального развития, как и период подростковых «метаний», «исканий» и «поиска себя, своего места в ближайшем кругу». Упрямство малыша в первые годы жизни показывает, что идет естественный процесс взросления, естественное развитие ребенка.
Знакомые отцы, пытающиеся научить ребенка читать, жалуются, что не видят у маленького человека никакой мотивации к этому. Отсутствие интереса к процессу чтения не фатально, но лучше начинать его прививать с самого раннего детства. Почему?
Малыш не привык извлекать удовольствие из чтения, ведь книг практически нет среди его основных игрушек. Вероятно, родители сами не любят читать книжки, или делают это без удовольствия, с трудом выкроив минуты в течение дня, или, что, на мой взгляд, еще опаснее – заменяют книжку мультфильмом, а то и компьютерной игрой.
Смысл раннего развития – это битва за перспективу ребенка Научение в нашем смысле – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта маленького человека. Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и других). Как всякое приобретение опыта, научение чтению включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное).
Родители часто задают вопросы педагогам, библиотекарям, психологам: как читать детям, какую книгу выбрать, сколько времени тратить на чтение. Но мало кто спрашивает, зачем, собственно, это нужно? У ребенка вырабатывается лексический запас, верное произношение, формируется слуховое внимание, развивается более близкая связь, новые взаимоотношения по методу «преподаватель – ученик». Маленький человечек начинает видеть в отце и маме не только близкого человека, заступника, но и воспитателя, который делится с ним жизненным опытом. Чтение – один из главных способов обучения и развития.
Это не только развлечение, способ усмирить младенца, но и учеба. Здесь возможно многое, почти все методы хороши – и беседа по теме, и рассматривание картинок, самостоятельное рисование и пение.
В 3 года ребенок учится пользоваться чувствами, отвечающими за восприятие среды, в том числе органами слуха и зрения. Рассматривание красочных изображений развивает зрительные нервы, а успокаивающий голос воспитывает привычку внимать.
С четырех лет я учил дочь читать с помощью книг Чуковского, Остера, Маршака, Коринца, сказок братьев Гримм, Андерсена. И основное в чтении ребенку – не то, что читать, а как это делать. Для маленького успокаивающий голос родителя, общение – все, что связано с чтением помогает ощущать себя нужным, обожаемым. Даже если ребенок «непоседа», правильным выбором времени для чтения, вечером в спокойной обстановке, удается заинтересовать его. Поэтому даже развлекательные книги, прочитанные в уютной, спокойной, безопасной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (чтение – это форма общения).
Учим читать перед сном
Чтение перед сном – отличный, практически освоенный метод привития ребенку интереса к чтению и его всестороннего умственного развития. Не пропустите первое время в жизни вашего малыша, когда он наиболее восприимчив к непосредственному обучению.
Нашей дочке очень нравились такие «игры» с чтением и прикосновением, времени они много не занимают, а польза – огромная. Достоинством данной методики является, прежде всего, ее доступность и простота, для нее не требуются специальные пособия или игрушки.
Буквально через месяц после начала предсонной практики чтения мы заметили, что девочка стала слушать с большим интересом, «гудеть» голосом, делать плавные движения ручками, сжимать пальчики в такт нашему прикосновению, и глаза ее выражали осмысление.
«Сорока ворона кашку варила, деток кормила: этому дала (загибание детских пальчиков), это дала, этому дала, а этому не дала».
Для ребенка лучшим приобщением к определенной системе ценностей стало воплощение мира в виде словесного и поведенческого текста, донесенного малышу через игру. Такой воспитательный процесс может быть легко и полно усвоен ребенком в возрасте 1–3 лет. Причем колыбельные песенки с удовольствием слушала наша девочка и позже в 3–4 года.
По сути, этот метод изобретен много лет назад (его автор – народ). Суть его в материнском фольклоре (колыбельные песни, частушки, прибаутки). Тот же метод использовали и мы, разнообразив его детской книгой, сказками, напечатанными на бумажном носителе информации и воспроизведенными родительскими устами, сдобренными прикосновениями. Чтение ребенку перед сном в отличие от традиционного материнского фольклора, несет новую идею – сохраняется родительская интонация и подача новой информации знакомым голосом, при этом есть книжка – ее можно потрогать, посмотреть картинки.
Многие сегодня спрашивают: почему вы рекомендуете читать сказки или применять, так сказать, сказкотерапию?
Это не праздный вопрос. Психологически сказки связаны с магической силой и заклинаниями. Фольклорные образы необычно емки, они проникают в душу ребенка, поскольку близки ей, говорят «на детском языке», тем более добрым голосом родителей. В возрасте 2–3 лет наша девочка через сказки освоила язык и подсознательно научилась метафорам. В ее разговорах впоследствии проявлялись сравнительные примеры и детский анализ, таким образом, ее удалось ненавязчиво развить всесторонне: аналогии и сравнения были ей усвоены именно из этого первоначального периода.
Читаем вместе