СЛУШАТЬ—СМОТРЕТЬ—ВСПОМИНАТЬ—ОСЯЗАТЬ
Это индивидуальное, «круговое» упражнение на переключения органов чувств. Оно может выполняться и как групповое.
По команде, или без нее, ученик попеременно:
1) слушает реальные звуки (см. № 80),
2) смотрит на знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, не замеченное до сих пор (см. № 34),
3) вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод, с мысленной речью вслух или про себя (см. № 71),
4) осязает (см. № 91),
5) слушает и т. д.
Такое упражнение хорошо настраивает «творческий инструмент» к работе, поэтому его целесообразно проводить в самом начале урока.
С каждым днем надо сокращать время на переключение от одного вида восприятии к другому. Можно сказать, что упражнение это как бы формирует кнопки:
нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастно смотреть). Нажал другую—и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью — и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждого действия—обязательное условие в этом упражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и осязать с мысленной речью (вслух или про себя). Тренируя логику и последовательность мысли-видения, нужно при каждом возобновлении однородных восприятии продолжать мысль-видение с того момента, на каком их прервало переключение.
Упражнение 101
ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК
Присоединим к известным нам видам памяти восприятии еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятии.
Ученики в полукруге.
— Представьте себе, что на полу перед вами стоит тазик. Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед нами мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрачный. Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Окуните палец, подденьте немного меду. Видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.
Не торопясь, помогая воспоминанию мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.
— А теперь в тазике бензин!
Что еще может быть в тазике? Чередуются самые разнообразные и неожиданные вещи:
Сметана, а потом одеколон.
Нефть, а потом малиновое варенье.
Какао, а потом клей.
Иод, а потом молоко.
Кеговая икра, а потом лягушки.
— Почему ваши тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать? Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?
Упражнение 102
ТАЗИК ПАРТНЕРА
Занимаемся волшебным тазиком.
— Наполните свои тазики чем хотите, но не говорите соседям, что в них. Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре—догадаться, что в тазике партнера.
— Приглядитесь по пальцам, которые партнер погружает в тазик, по тому, как он смотрит, нюхает, пробует на вкус, — что это?
— Не надо стараться, чтобы партнер поскорее угадал. Не наигрывайте, не преувеличивайте своих реакций. Действуйте так, как если бы перед вами и на самом деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили. Действуя, вы должны знать, для чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?
Упражнение 103
СТАКАН ЧАЯ
Упражнение индивидуального тренинга на переключения.
— Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды памяти, какие воспоминания, какие действия могут помочь вашей вере в то, что вы действительно держите в руке стакан чая?
Вот какие:
1) зрительные воспоминания—внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейся поверхностью жидкости;
2) осязательные воспоминания—ребристое стекло, его гладкие грани;
3) температурные воспоминания — жар горячего стекла;
4) мышечно-двигательные воспоминания — вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакан, чтобы не уронить и поддерживающих равновесие стакана, чтобы не расплескать чай;
5) обонятельные воспоминания—запах чая;
6) вкусовые воспоминания — вкус сладкого, горячего чая, если мы отхлебнем немного из воображаемого стакана.
Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно связанных друг с другом, и складывается общее воспоминание. Мы представляем себе стакан чая в руке, и из глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, и обонятельные, и другие воспоминания. Одно цепляется за другое, все связано в единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоминает, как она держит его горячие грани, то вспоминается запах чая,—все является нам само собой, в беспорядочном смешении.
Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем «переводить рычажок переключения» с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы сами определим. Нам не удастся добиться «чистых» воспоминаний, мы не в силах разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, от кинестетической. Да это и не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы .можем в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одно из воспоминаний, оставив все остальные как бы на втором плане. Итак, строим «круговую» ленту следовых рефлексов: зрительный образ—осязательный—температурный — мышечно-двигательный — обонятельный — вкусовой — снова зрительный и т. д.
— Начали!
Упражнение 104
ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН
— Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Переберите а памяти—гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс,
хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, сирень, черемуха, гиацинт;
— Наша комната — цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставьте мысленно цветы, запомните, где что. Задание каждому—подобрать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, другой для торжественной встречи известного спортсмена. Конечно, это' будут разные, непохожие букеты.
— Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам. Перебирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.
— Сегодня же сходите в настоящий цветочный магазин, возобновите в памяти и вид цветов, и их запахи, а завтра мы повторим это упражнение.
Упражнение 105
ПОЖАР
— Как вспомнить запах дыма? А если бы вы вошли в свою комнату и обнаружили бы, что она полна дыма? Войдите в комнату!.. Что бы вы делали, обнаружив пожар? Дым ест глаза, смотреть трудно... Да, вы защищали бы свои глаза, открывали бы только на мгновение узенькую щелочку, чтобы увидеть, где горит... Да, пытались бы пробраться туда сквозь дым, чтобы погасить огонь. Что горит? Огибались бы, пряча глаза от дыма. Зажимали бы нос, старались бы как можно реже дышать...
— Теперь вспомнили запах дыма?
Упражнение 106
ФЛАКОНЫ
.Ученики, в малом кольце. — Передавайте по кругу два воображаемых флакона. Один—с хорошими духами (надо знать, какими), другой—с нашатырным спиртом. Принимая флаконы, удостоверьтесь по запаху, те ли флаконы вы получили, и отсылайте их дальше.
Упражнение 107
ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН
Для этого упражнения нужен графин с водой и стаканы.
— Пусть каждый нальет себе из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток—какао. Вспомнили вкус? Запах? Вид? Когда вспомяните, только тогда отпейте немного.
— Второй глоток — хлебный квас, прямо из холодильника.
— Третий глоток — горячий черный кофе.
— Четвертый—рыбий жир.
— Пятый — молоко.
— Шестой—нарзан (тут и слуховая память требуется—вспомните, как шипит нарзан в стакане!).
— Седьмой—касторка.
— Сделайте четыре глоточка, один за другим — меда, лимонного сока, соленой минеральной воды, горького раствора хины. Вспоминаете ли вы четыре основных вкусовых свойства — сладкое, кислое, соленое, горькое?
Упражнение 108