Педагогическая поддержка семьи
сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям — мягкие, взвешенные, добрые.
Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.
Сохраняет остроту проблема нравственного воспитания подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образующиеся объединения «школа—семья—церковь» обладают большими воспитательными возможностями, и хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли разумно возражать против духовного влияния, идущего на пользу родителям и их детям, способного приостановить процессы «одичания» молодежи.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — недовольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, а школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они случатся перед очередным посещением, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с четырьмя—пятью родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.
Классный руководитель при посещении своих воспитанников изучает на месте не только бытовые условия, но и характер
Раздел 3. Теория и технология воспитания
организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
• Не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от члена семьи.
• Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.
• Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.
• Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи.
• Не предъявляйте претензий к родителям.
• Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника.
• Советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.
• Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах.
• Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ
Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика — оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.
Диагностика воспитанности
В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии {от лат. criterium — сравнение). Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии — для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики воспитанности — прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.
Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических