Технология конструирования убеждающего воздействия
Убеждение как метод воспитания широко используется в учебно-воспитательном процессе, особенно убеждение нравственно-этического характера, направленное на формирование нравственных основ личности ребенка, его сознания, поведения, деятельности. Практика показывает, что убеждение этого типа часто является формальным, а значит не доходит до сознания ребенка, не принимается им и, таким образом, не является эффективным. Исследования показывают, что большинство начинающих учителей и воспитателей не владеют технологическими умениями и навыками, позволяющими эффективно конструировать данный метод в процессе воспитания. Действительно, в педагогических вузах студенты чаще всего постигают теорию вопроса, в котором отражено то, каким должно быть убеждающее воздействие, а не как это сделать и сделать наиболее эффективным.
Убеждение как метод воспитания относится к информационно-вербальным способам воздействия, которое обеспечивает передачу знаний, идей, фактов непосредственно педагогом, воспитателем или опосредованно – через другие источники. В результате формируется определенный тип сознания, включающий понятия суждения, оценки, поведенческие ориентиры.
Задачи информационно-вербального воздействия: обеспечить адекватное восприятие тех или иных знаний, стимулировать интерес к данным знаниям, потребность их пополнять, формировать определенное отношение к сообщаемой информации. Условиями развития у детей активного интереса к информации, адекватного ее восприятия и правильного отношения можно считать актуальность знаний, их оперативность, эмоциональная насыщенность, соблюдение чувства меры в объеме, содержании, времени.
Основными принципами информационно-вербального, в том числе и убеждающего воздействия в процессе воспитания являются принцип перспективной инициативы, принцип активности или иммунизации, конкретизации и персонификации. Принцип перспективной инициативы заключается в учете актуальных для ребенка перспектив и потребностей. Принцип активности или иммунизации заключается в умении ребенка противостоять нежелательным влияниям путем создания тех или иных ситуаций с целью управления и необходимой коррекции личностно-значимых взглядов, идей, убеждений. Принцип конкретизации и персонификации предполагает варьирование информационного воздействия по содержанию, по форме предъявления, по целеполаганию и мотивации с учетом того, кому и в какой ситуации предлагается.
Информационно-вербальное воздействие может реализоваться в различных формах, это может быть сообщение, разъяснение, моральная оценка, прямой призыв к конкретным действиям в определенной ситуации. Но главной формой этого способа является доказательство. Известно, что убедить, значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. К таким положениям относятся вопросы факта (что истина, а что нет) или поведенческие вопросы (что надо делать, а что не надо).
На практике убеждение можно рассматривать как агитационный монолог, с помощью которого оратор стремится сформировать определенный тип мышления и соответствующее поведение. При этом он (монолог) не представляет собой призыв к непосредственному действию, поскольку психологическая основа убеждения как метода воздействия, это принцип опережающего отражения в сознании человека его будущих действий.
Наиболее общая структура убеждающего воздействия предполагает тезис, аргументацию и демонстрацию, вывод. Аргументация и демонстрация представляют способ доказательства. Тезис должен быть четко и грамотно сформулирован. Аргументы следовать законам логики (тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания) и не содержать логических ошибок. Наиболее распространенные и типичные логические ошибки: подмена тезиса, доказательства большего или меньшего, чем выдвинуто в тезисе, аргумент не является достаточным основанием для доказательства тезиса и др. Что же касается содержания и формы убеждения, то они должны соответствовать уровню развития учащихся, состоять из единства обобщенных положений и конкретных фактов. Причем факты могут быть использованы как известные, так и не известные учащимся. А главное, необходимо чтобы учитель (воспитатель) сам верил в то, что говорит, при том очень значим авторитет его в глазах учеников. Используя убеждающий метод воздействия, крайне важно учитывать индивидуальную жизненную позицию ребенка, его тип нервной деятельности, интеллектуально-эмоциональную сферу и психическое состояние на момент воздействия.
Принимая эти общие требованию к организации убеждающего воздействия в педагогическом процессе, детально, с примерами рассмотрим его технологический конструкт, состоящий из семи следующих друг за другом этапов.
Рассмотрим каждый этап этой технологии более подробно в конкретной ситуации, например в ситуации частого опоздания ученика на урок.
Первый этап предполагает четко сформулировать тезис. Формулировка тезиса – достаточно важный и основополагающий этап. Грамотное его выполнение определяет эффективность и остерегает от множественных искажений убеждающего воздействия (ошибки формальной логики). Чаще всего тезисы морально-нравственного типа формулируют в запретительной форме. В нашем примере это «опаздывать на занятия нельзя». Правильнее будет оценивающая формулировка: «опаздывать на занятия плохо».
Оценивающая, а не запретительная формулировка тезиса нравственной тематики, которая носит ярко выраженный социальный характер, позволяет успешно реализовать второй этап технологии, который заключается в выделении субъектов отношений входящих в данных тезис. От количества выделенных субъектов отношений, число которых может быть как ограниченно, так и неограниченно, зависит полнота и целостность убеждающего воздействия. К числу субъектов отношений в тезисе «опаздывать на занятия плохо!» относятся: основные субъекты отношений (сам опоздавший, учитель, классный коллектив) и не основные субъекты отношений (родители, администрация, школа, общество). Таким образом, при конструировании убеждающего воздействия в его доказательной части должно быть, по меньшей мере, три (основных) блока аргументации: блок «ОПОЗДАВШИЙ», блок «УЧИТЕЛЬ», блок УЧАЩИЕСЯ».
Выделив основные субъекты отношений необходимо найти к каждому из них соответствующие аргументы.
Для блока «ОПОЗДАВШИЙ» можно выдвинуть такие аргументы: при опоздании человек нервничает, спешит, может что-то забыть, быть невнимательным на улице и, следовательно, увеличивается вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие; входя в аудиторию (класс), он чувствует себя неудобно, испытывает дискомфорт, ищет оправдания, иногда заставляя себя говорить неправду, может изменить мнение о себе окружающих не в лучшую сторону, не может сразу включится в рабочий ритм урока, не полностью усваивает материал урока, а значит придется поработать над этим самостоятельно дома и потратить время; более того, постоянно опаздывая, человек может приобрести привычку, избавиться от которой очень сложно и т.д.
Для блока «УЧИТЕЛЬ» характерны такие аргументы: при опоздании учащихся на урок преподаватель отвлекается, при этом он может потерять нить рассуждения, сбиться, у него возникают негативные чувства и эмоции, растерянность, раздражение и обида; вынужденная прерывность занятия нарушает его целостность, искажает замысел урока, что ухудшает качество всего занятия; у учителя формируется определенное отношение к опоздавшим и т.д.
Для блока «УЧАЩИЕСЯ» характерны такие аргументы: учащиеся прерывают работу, возникает беспорядок, особенно отвлекаются близ сидящие учащиеся, помогая опоздавшему включиться в работу; некоторые ребята не могут сразу включиться в прерванную учебную деятельность; необходимо время, чтобы восстановить рабочую обстановку и т.д.
Для того, чтобы убеждающее воздействие было наиболее эффективным, необходимо уметь встать на противоположную точку зрения, то есть с позиции оппонентов попытаться сформулировать контраргументы. Это, прежде всего, позволяет предупредить возможные сомнения аудитории, для которой это убеждение предназначено.
Для блока «ОПОЗДАВШИЙ» такими контраргументами могут быть, например, следующие суждения: при самостоятельной работе дома развиваются интеллектуальные и учебные умения, формируется самостоятельность в обучении, а, значит и знания будут прочнее4 в опоздании, в конце концов может быть «виновен» транспорт и здесь ничего не поделаешь и др.
Для блока «УЧИТЕЛЬ» контраргументы могут быть следующего порядка: чтобы не сбиться, учитель не должен реагировать на опоздания отдельных учащихся (они тихо войдут и сядут); опоздание из-за транспорта нельзя рассматривать как неуважение к учителю и т.д.
Для блока «УЧАЩИЕСЯ» выдвигаются следующие контраргументы: отвлекаются те, кто не настроен на работу и опоздавшие здесь ни причем; надо вырабатывать привычку не отвлекаться, это поможет в дальнейшей профессиональной деятельности и т.д.
В подавляющем большинстве случаев, выдвинутые контраргументы целесообразно ввести в убеждающий монолог, показывая при этом их несостоятельность путем усиления соответствующей аргументации. Например, ссылка при опоздании на транспорт требует от личности, которая позволяет себе опаздывать, прежде всего расставить приоритеты – уважающий себя человек лучше придет (приедет) на занятие немного раньше, чем позволит себе опоздать, ведь не зря говорят: «Точность – вежливость королей!».
Следующий этап предполагает выделение доминантного блока субъектов отношений. Это необходимо для того, чтобы грамотно и эффективно сконструировать собственно логику убеждающего воздействия. Если убеждающее воздействие ориентировано на младших школьников, то для них авторитет учителя чрезвычайно высок, для них важно отношение учителя (доволен, недоволен) и, следовательно, особое (доминирующее) значение приобретает блок «УЧИТЕЛЬ». Если это подростковый возраст, то для них наиболее значимо мнение сверстников, и тогда на первое место выступает блок «УЧАЩИЕСЯ», а это значит, что аргументацию этого блока надо усилить как количественно, так и качественно. Для старшеклассников на первое место выступает блок «ОПОЗДАВШИЙ», то есть «Я» сам, поскольку он позволяет взглянуть на себя со стороны, что очень важно для данного возраста.
После проделанной работы по накоплению рабочего информационного, доказательного материала, его необходимо соответствующим образом оформить. Это значит надо показать актуальность выбранной темы (тезиса), потребность в ней на данный момент времени; выстроить логику убеждения; усилить образно-эмоциональную сторону убеждающего воздействия; продумать заключение.
Показывая актуальность выбранной темы (тезиса) необходимо указать прежде всего на новые общественно-экономические отношения, в которых нет места человеку, не умеющему управлять собой и своим временем. Обратить внимание на возможность поработать над собой, чтобы достигнуть в жизни большего. Раскрыть перспективы на конкретных примерах и демонстрациях жизнедеятельности известных и значимых для учащихся людей, что придаст убеждающему воздействию большую эмоционально-образную окраску.
Таким образом, можно выделить следующие этапы конструирования убеждающего воздействия:
1. Четко сформулировать тезис.
2. Определить все субъекты отношений, входящих в данный тезис и выделить среди них основные.
3. Подобрать к каждому субъекту отношений как можно больше аргументов, составив, таким образом, систему блоков субъектов отношений.
4. Встать в позицию оппонента и сформулировать возможные контраргументы к каждому блоку субъектов отношений
5. Разрешить противоречивую систему аргумент – контраргумент (усилить аргументацию с учетом возникших контраргументов или отказаться от слабой аргументации).
6. Выделить доминирующий блок субъектных отношений, исходя из возрастных особенностей аудитории, для которой предназначено данное убеждающее воздействие.
7. Оформить убеждающее воздействие для его предъявления с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
8. Овладение данной технологией позволит достаточно успешно конструировать убеждающее воздействие в учебно-воспитательном процессе.