Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 12 страница
– целесообразно организовывать в процессе урока собственную педагогическую и двигательную деятельность;
– осуществлять подготовку физкультурного актива для оказания помощи в проведении уроков, судействе и организации физкультурно-массовых мероприятий.
3 Дидактические умения:
– эффективно реализовывать в процессе построения занятий методические и специфические принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, непрерывности, систематичности, прогрессирования, возрастной адекватности, а также общие принципы отечественной системы: всестороннего развития личности, прикладной и оздоровительной направленности;
– в доступной форме сообщать учащимся программные теоретические знания, проводить с ними беседы и осуществлять устные опросы;
– доходчиво объяснять и образцово показывать как общеразвиваюшие физические упражнения, так и целевые двигательные действия и комбинации соответствующих учебных программ;
– расчленять сложные упражнения на составляющие элементы с выделением основных опорных точек, основного звена и деталей техники;
– определять системы подводящих упражнений и пользоваться ими при обучении сложным движениям;
– формировать у занимающихся разных возрастных групп полноценные ориентировочные основы изучаемых двигательных действий по программным видам школьной физической культуры;
– корректно применять в процессе занятий целостный, расчлененно– конструктивный и сопряженный методы обучения технике выполнения двигательных действий;
– выявлять у занимающихся причины появления ошибок в технике исполнения движений и владеть методикой их устранения;
– определять целесообразную последовательность освоения взаимодействующих двигательных действий, исключая возможности их отрицательного переноса;
– формировать у школьников положительную мотивацию и потребность к процессу освоения физкультурных знаний и обучения движениям, побуждая их к систематическому самоанализу своей двигательной деятельности с целью ее совершенствования.
4 Развивающие умения:
– определять общую и специальную физическую подготовленность занимающихся (уровни развития отдельных двигательных качеств путем использования как соответствующих информативных тестов, так и достигнутых результатов в процессе соревнований);
– определять рациональную последовательность развития двигательных способностей как в рамках отдельного урока, так и в системе занятий;
– находить оправданные сочетания применения игрового, сopeвновательного и строго регламентированного методов для совершенствования физических способностей занимающихся;
– дозировать физическую нагрузку и управлять ее динамикой при воспитании разных двигательных способностей;
– строить систему занятий по отношению к совершенствованию отдельных физических качеств;
– определять систему общеразвивающих, специально– подготовительных и целевых упражнений для воспитания физических качеств на материале программных видов школьной физической культуры (легкой атлетики, гимнастики и др.);
– владеть основами методики совершенствования отдельных физических качеств (силы, выносливости и др.);
– дозировать физические нагрузки путем изменения их объемов, интенсивности, интервалов отдыха при совершенствовании разных физических качеств.
5 Собственно-воспитательные умения:
– поддерживать в процессе занятий нормальную дисциплину, используя конструктивные способы ее наведения при нарушениях;
– создавать на уроках доброжелательную атмосферу как среди учащихся, так и между преподавателем и занимающимися;
– добиваться неукоснительного выполнения учащимися предлагаемых заданий, находя для этого наиболее адекватные методические приемы;
– формировать положительное отношение учащихся к физической культуре путем повышения их физкультурной грамотности, использования разнообразных средств, методов и форм построения занятии, исключением монотонности и так далее;
– побуждать учащихся к соблюдению здорового образа жизни и систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями для физического самосовершенствования;
– воспитывать волю и трудолюбие как основы физического и духовного совершенствования;
– осуществлять нравственное и патриотическое воспитание учащихся, прививая им базовые исторически непреходящие ценности: любовь к Родине, совесть, честность, доброту, порядочность, чувство коллективизма, уважение к старшему поколению и так далее;
– совершенствовать в процессе занятий умственные способности учащихся (внимание, наблюдательность, мышление, двигательную память, способность к анализу);
– наблюдать за динамикой уровней воспитанности отдельных учащихся и всего класса и осуществлять анализ этих изменений;
– воспитывать на материале физической культуры эстетические представления, вкусы, чувства и потребности прекрасного в двигательной деятельности и физическом облике человека.
В процессе педагогической практики по причине ее кратковременности студент вряд ли в состоянии овладеть отмеченными выше полноценными педагогическими умениями, однако сформировать их общие ориентировочные основы вполне возможно, для чего необходимо настойчиво проявлять основополагающие качества достижения педагогического роста: трудолюбие, волю, целеустремленность, большое желание. В дальнейшем, когда педагогические качества сформируются на должном уровне, специалист физической культуры, владея таким комплексом умений, сможет на хорошем профессиональном уровне осуществлять учебный процесс по физическому воспитанию в различных звеньях физкультурно-спортивного движения страны.
Послевузовское образование.
Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возможным в силу быстро меняющейся действительности, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.
Актуальным направлением считается расширение номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых в процессе обучения в ВУ3е, при этом специальность преподавателя будет оставаться доминирующей. В современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности оперативной переориентации является актуальной темой профессионального физкультурного образования послевузовского профессионального образования. Включает в себя: аспирантуру (подготовка кандидатов наук, срок обучения на дневном отделении 3 года, на заочном – 4 года); докторантуру (подготовка докторов наук, срок обучения 3 года),
– соискательство (для представления кандидатской диссертации в ученый совет необходимо сдать кандидатские экзамены);
– академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.
Повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту осуществляется по следующим направлениям:
1 методическая работа на уровне муниципальной системы образования;
2 проведение проблемных семинаров на базе образовательного учреждения;
3 изучение педагогического опыта коллег;
4 курсовая переподготовка кадров;
5 включение в активную инновационную деятельность;
6 получение второго высшего образования.
Работая над методической темой, учителя достаточно часто ощущают необходимость в пополнении своей теоретической базы. В этом случае в образовательном учреждении с помощью методической службы муниципальной системы образования организуются проблемные теоретические семинары,к проведению которых привлекаются преподаватели вузов, педагоги–экспериментаторы, методисты. Подобные семинары значительно расширяют профессиональный кругозор учителей, знания, полученные в процессе проведения семинара, зачастую становятся основой для повышения эффективности педагогической деятельности, для осуществления экспериментальной работы педагога.
Одним из путей повышения квалификации можно назвать самообразование.Оно осуществляется посредством ознакомления с педагогической и спортивной периодикой, журнальными статьями, учебными пособиями и монографиями. Педагог не только должен посещать городские библиотеки, читальные залы, но и собирать собственную методическую библиотечку.
Одним из видов самообразования является изучение педагогического опыта коллегпутем изучения их учебной документации, посещения семинарских занятий, лекций, которые они ведут. Периодически (чаще всего один раз в пять лет) работники физической культуры и спорта проходят очередную переподготовку, которая организуется муниципальной методической службой. Ее цель обновление и расширение профессиональных знаний, овладение новыми профессиональными умениями.
Основная цель профессионального совершенствования педагога – не столько повышение профессиональной культуры, сколько развитие способности к новаторству. Эта способность предполагает устойчивую педагогическую направленность интересов и потребностей, гармоническое, умственное, нравственное и эстетическое развитие, педагогическое мастерство, увлеченность профессиональной деятельностью, установку на постоянный поиск нового и самосовершенствование, широкий научный кругозор, способность легко и естественно входить в творческое состояние, умение актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.
Как правило, многие педагоги, активно и результативно участвующие в экспериментальной работе, в дальнейшем стремятся повысить свой профессионализм. Они обучаются в аспирантуре (заочной или очной), или выполняют диссертационное исследование в качестве соискателя ученой степени кандидата наук, будучи прикрепленными к какой–либо кафедре вуза.
Некоторые педагоги повышают свою квалификацию, поступая в вуз для получения второго высшего образования(очно–заочная платная форма обучения, осуществляемая в течение двух лет), родственного первому. Например, учитель физкультуры получает биологическое образование, воспитатель дошкольного образовательного учреждения становится социальным педагогом и так далее.
Помимо проблемы повышения квалификации существует проблема управления профессионализмом путем аттестации педагогических кадров.
При этом особое внимание обращается не на служебные характеристики и прошлый опыт оцениваемого, а на его профессиональный уровень и рекомендации по его совершенствованию.
Основные принципы аттестации – это добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Нормативную основу аттестации составляют:
– закон РФ «Об образовании»;
– типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ, а также региональные и муниципальные положения об аттестации, разработанные органами управления образованием различного уровня;
– тарифно-квалификационные характеристики, утверждаемые в установленном порядке на федеральном уровне;
– единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следующие компоненты:
– цель – ожидаемые результаты аттестации;
– объект – того, кто проходит аттестацию;
– субъект – того, кто проводит аттестацию;
– процедуру – совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;
– показатели для оценки специалистов.
Цель аттестации–стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
К задачам аттестацииотносятся:
- целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников;
- установление соответствия между качеством и оплатой труда;
– управление качеством образования для создания оптимальных условий для развития личности.
Результатом аттестации будет присвоение работнику квалификационной категории.
Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работникам сферы физической культуры и спорта возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль внешнего фактора, усиливающего или понижающего внутреннюю мотивацию, при этом она меняет характер ведущих мотивов педагогической деятельности как деятельности трудовой.
Объективно аттестация служит средством материального и морального стимулирования и мотивации, с помощью которого достигается соответствие педагогического работника предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудовой активности.
Объектом аттестации являются педагогические работники, одни и те же мотивы будут иметь для них разную ценность.
Учитель может быть ориентирован в первую очередь на результат и делать все, что необходимо для его получения, то есть прикладывать столько усилий, сколько от него потребуется. Специалист может также быть ориентирован на свои затраты для получения нужного для себя результата. В данном случае он будет стремиться избежать напряжения и свести свои усилия к минимуму.
Уровень мотивированности работника на участие в аттестации определяется тремя параметрами:
– оценкой достижимости результата (получение заявленной квалификационной категории);
– оценкой ожидаемых последствий при его достижении (материальных и моральных);
– оценкой полезности (или привлекательности последствий). Субъектами аттестации выступают:
– аттестационные комиссии различных уровней;
– квалификационные комиссии;
– экспертные группы.
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:
– главная (региональная) аттестационная комиссия (органом управления образованием региона – субъекта Российской Федерации);
- городская аттестационная комиссия (муниципальным органом управления образованием города);
- аттестационные комиссии образовательных учреждений (педагогическими советами).
Задачи аттестационных комиссий:
– обобщение итогов деятельности педагогических работников (оценка уровня квалификации и результативности их профессиональной деятельности);
– обеспечение объективности экспертных оценок;
– соблюдение основных принципов аттестации;
– принятие обоснованного решения о соответствии (несоответствии) работника заявленной квалификационной категории на основании представленных документов;
– популяризация передового педагогического опыта, выявленного в процессе аттестации.
В состав аттестационных комиссий входят:
– председатель аттестационной комиссии – руководитель или заместитель руководителя;
– заместитель председателя;
– секретарь;
– члены комиссии.
В состав городской аттестационной комиссии входят работники муниципального органа управления и различных городских структур образования, работники образовательных учреждений, представители профсоюза, работники научных учреждений, представители органа местного самоуправления, а также организаций, предприятий города.
В состав аттестационной комиссии образовательного учреждения –педагогические работники, члены администрации и представители профсоюзной организации образовательного учреждения.
Аттестационная комиссия образовательного учреждения по результатам квалификационных испытаний и экспертной оценки результативности педагогической деятельности принимает решение о соответствии (несоответствии) педагогического работника определенной квалификационной категории и рекомендует (не рекомендует) присвоить данную категорию.
Городская аттестационная комиссия по результатам квалификационных испытаний и экспертной оценки результативности педагогической деятельности принимает решение о соответствии (несоответствии) педагогического работника первой или высшей квалификационной категории; рассматривает апелляции на решения комиссий образовательных учреждений.
Главная (региональная) аттестационная комиссия утверждает решение городской аттестационной комиссии о соответствии (несоответствии) педагогического работника высшей квалификационной категории; рассматривает апелляции на решения городской аттестационной комиссии.
При аттестационных комиссиях всех уровней создаются квалификационные комиссии и экспертные группы с целью оценки уровня квалификации и экспертной оценки результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Указанные комиссии и группы, созданные по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры, формируются из числа высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта. Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности (результативности) деятельности работников образовательных учреждений.
Основанием для прохождения аттестации считается личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Перед подачей заявления аттестуемый должен ознакомиться с порядком проведения аттестации и квалификационными требованиями, предъявляемыми к нему.
Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогического работника, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности (результативности) и качества педагогической деятельности работника. В ходе аттестации устанавливается соответствие уровня квалификации, профессиональной компетентности и продуктивности (результативности) педагогической деятельности требованиям, предъявляемым к работнику при присвоении ему квалификационных категорий. Аттестация проводится по двум направлениям.
Первое направление – обобщение итогов деятельности педагогического работника (оценка уровня квалификации). Оценивается знание преподаваемых предметов, методик преподавания и воспитательной работы, теории и методики физического воспитания, уровень практических навыков и умений, а также творческая деятельность педагогического работника. Оценка осуществляется на основе результатов квалификационных испытаний.
Выделяют несколько форм квалификационных испытаний, среди которых: экзамен, собеседование, творческий отчет, защита научно-методической разработки, другие формы, разработанные городскими структурами управления образованием и утвержденные городской аттестационной комиссией.
Собеседование – форма испытания, при которой аттестуемый отвечает на вопросы комиссии в ходе свободной беседы.
Творческий отчет – форма испытания, при которой рассматривается отчет аттестуемого, отражающий целостную систему профессиональной деятельности. В отчете отражаются цель и задачи деятельности педагога, новизна, научная обоснованность и характерные черты предложенных решений, результативность работы.
Творческий отчет предусматривает письменный доклад объемом 8–10 машинописных страниц, контрольный урок или занятие, показывающее на практике реализацию основной идеи.
Квалификационные испытания проводятся чаще всего на курсах повышения квалификации (не менее 72 часов). Квалификационные испытания оцениваются соответствующими квалификационными комиссиями и оформляются протоколом с указанием той категории, которой соответствует уровень проведенного квалификационного испытания. Результаты первого направления действительны в течение пяти лет.
Второе направление – экспертная оценка практической деятельности педагогического работника (результативности профессиональной деятельности). Она осуществляется на основе:
– результатов выполнения учащимися специализированных тестовых заданий, контрольных работ, опросов или других видов контрольных срезов;
– выявления уровня подготовленности учащихся в динамике (текущий учебный год, последние два–три года):
– анализа уроков (занятий, внеклассных мероприятий);
– изучения документации, сопровождающей педагогическую деятельность аттестуемого. Практика показывает, что аттестация – достаточно масштабный управленческий процесс, в котором участвует большое число специалистов и аттестуемых. Тем не менее, этот процесс должен быть максимально контролируемым, а действия всех категорий участников аттестационного процесса в условиях правильной организации всех этапов аттестации эффективными.
Дополнительное образование.
В последние годы в связи с принятием закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возникла потребность в переподготовке кадров, то есть создании условий для получения новой или смежной специальности.
Дополнительное профессионально–педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в области физической культуры и спорта, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно–методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.
Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно: повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она представляет собой составную часть системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и так далее).
Профессиональное развитие физкультурно–педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь, самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации. Используя все возможные формы обучения – очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно–заочную, заочную, – ознакомить физкультурно–педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.
Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования физкультурно-педагогических работников.
Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.
Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования – овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.
В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения выступают новые педагогические технологии.
В системе дополнительного профобразования главное – продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению педагогом профессиональной сферы деятельности. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний – средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения. При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, при обучении в новой педагогической системе – в системе непрерывного профессионального развития – объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста – как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.
Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально–трудовой деятельности.
Непрерывное образование – это не уровень, ступень, форма или тип образования – это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и в целом по–новому решающая многие старые задачи.
Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта является одной из составляющих института образования в стране. Образование в сфере физической культуры и спорта–самостоятельная, исторически сложившаяся область профессиональной деятельности. Важной составляющей системы профессионального образования является послевузовское образование, в первую очередь это относится к научно–педагогическим кадрам. Причем, если мы говорим о подготовке кадров в широком смысле, то должны указать в этой структуре и место дополнительного профессионального образования, куда входит и повышение квалификации, и профессиональная переподготовка кадров.
Ранее существовавшее централизованное планирование численного состава обучающихся облегчило бы в настоящее время бремя финансирования программ повышения квалификации, позволило бы сконцентрировать бюджетные средства, выделяемые на повышение квалификации специалистов. Государственное планирование системы повышения квалификации различных специалистов помогло бы определить приоритеты и современные направления образовательной политики профессиональной переподготовки специалистов сферы физической культуры и спорта.
Введение Министерством образования профессиональной образовательной программы свыше 1000 часов (постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 395 и от 26 июня 1995 г. № 610) дает возможность не только слушателям системы дополнительного профессионального образования, но и студентам вузов получить дополнительную квалификацию в процессе получения базового образования по выбранной профессиональной образовательной программе.
В настоящее время существует перечень дополнительных квалификаций, утвержденный Министерством образования и науки РФ, для которых разработаны государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки специалистов (выпускников) для получения соответствующей дополнительной квалификации, около 40 программ.
На сегодняшний день в системе физкультурного образования разработаны не только профессиональные программы, соответствующие стандартам и специальностям «Физическая культура и спорт», «Адаптивная физическая культура», «Лечебная физическая культура и реабилитация», «Связи с общественностью», «Спортивная журналистика», «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», но и программы по новым направлениям деятельности: «Оздоровительная физическая культура», «Аэробика и фитнес», «Тренажерные технологии», «Спортивная психология», «Нормативно–правовые и экономические основы спортивной деятельности».