Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю.

Ежедневник логопеда детского сада.

М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001.

Оглавление

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Выдержки из официальных документов

Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268) (Извлечение)

Приложение 3. Министерство здравоохранения СССР. Приказ № 245 от 30 августа 1991 г. (Извлечение). О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения

Приложение 4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Приказ № 18 от 14 января 1991 г. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (Извлечение)

Приложение 5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы по логопедии

Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.

Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.

Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.

Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.

Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.

Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.

При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.).

Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.

Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам.

Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования.

Анализ слоговой структуры слов (таблица 6) проводится также по общепринятым в логопедии методикам.

Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.

Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9.

Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения.

Таблица 1. Общие сведения о детях

Фамилия, Имя ребенка Дата рождения Дата поступления Откуда поступил Дом. адрес, телефон Ф.И.О. родителей, место работы Краткий анамнез Медицинские заключения Заключение ПМПК при поступлении Речевое заключение логопеда ДОУ Когда и куда выбыл
отец мать Логопед поликлиники Психоневролог (психиатр) педиатр
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Таблица 2. Обследование звукопроизношения

Фамилия, имя ребенка Заднеязычные Свистящие Шипящие Сонорные Другие звуки
к к, г г, х х, с с, з з, ц ш ж ч щ р р, л л,                                
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
Итого:                                                                      

Таблица 3. Обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, результатов обучения грамоте

Фамилия, имя ребенка Опознание изолированного звука в ряду Определение порядка звуков в слове Определение позиции звука в слове Определение количества звуков в слове Понятие «слог». Слоговый анализ Составление схем слов. Подбор слов к схемам Знание букв Навык чтения
с максимальной контрастностью со слабой контрастностью с минимальной контрастностью начало слова середина слова Конец слова
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

Таблица 4. Обследование лексического строя речи

Фамилия, имя ребенка Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Местоимения
семья тело, его части игрушки одежда обувь продукты мебель посуда инструменты транспорт профессии дом. животные дикие животные домашние птицы дикие птицы насекомые рыбы овощи фрукты ягоды растения бытовые игровые учебные движения Эмоцион. состояния Действия с инструм. цвет форма величина пространство относительные притяжательные Антонимы   личные притяжательные
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               

Таблица 5. Обследование словообразовательного процесса

Фамилия, имя ребенка Префиксальный Способ образования глаголов Суффиксальный способ образования слов Сложение основ слов
  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов относительных прилагательных притяжательных прилагательных
                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

Таблица 6. Обследование слоговой структуры слов

Фамилия, имя ребенка Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения Отдельные случаи нарушения в многосложных словах
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого:    

Таблица 8. Обследование коммуникативных умений детей

Фамилия, имя ребенка Владение речевыми оборотами для установления контакта Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога Умение слушать собеседника Умение своевременно вступать в диалог Умение завершать разговор
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Итого:                

Таблица 9. Обследование связной речи

Фамилия, имя ребенка Рассказывание знакомой сказки Пересказ текста Рассказ по картинке Рассказ по серии картинок Рассказ-описание Рассказ по представлению
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Целесообразно начинать планирование с анализа результатов коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год. Этот анализ может включать в себя данные о профиле и наполняемости группы; краткую характеристику контингента детей; данные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по выпуску детей и рекомендации по их дальнейшему обучению; сведения о повышении квалификации учителя-логопеда, участии в работе творческих групп, методических объединений и т. д.

Наличие диагностических данных по каждому ребенку (речевые карты) и сводные характеристики речевого дефекта группы (таблицы) дают возможность специалисту прогнозировать и своевременно предупреждать появление вторичных последствий дефекта, наметить приоритетные направления своей деятельности в предстоящем учебном году.

Такими направлениями могут быть:

1. Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным для специалиста разделам.

2. Структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их.

3. Установление рабочих контактов с учреждением повышения квалификации.

4. Систематизация учебно-методического материала в логопедическом кабинете.

5. Обобщение и представление в окружной методический центр, на соответствующую кафедру пединститута для рецензирования опыта работы по одной из проблем и др.

Затем составляется график работы учителя-логопеда, утверждается заведующей ДОУ и вывешивается на двери логопедического кабинета или на специальном стенде для родителей.

В настоящее время существуют следующие формы организации логопедических занятий:

· фронтальные занятия в подгруппах;

· групповые занятия, когда объединяют детей со сходными дефектами;

· индивидуальные занятия.

Состав групп и подгрупп в течение учебного года может меняться в зависимости от конкретных целей обучения и от индивидуальных успехов каждого ребенка. Мы предлагаем определять состав групп в соответствии с периодами обучения, по такому же принципу готовить сетки занятий и циклограммы логопедической деятельности.

При подготовке к каждому занятию мы советуем: подбирать конкретную игровую тему, что позволит быстро наладить контакт с детьми, установить в группе обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность; чаще использовать сюжетно-тематическую организацию занятий; тщательно отбирать виды и формы творческой работы; переключать внимание детей, их действия с одной формы на другую.

Каждое занятие призвано вырабатывать у дошкольников устойчивую мотивацию к коррекционным упражнениям. Ребенок должен усваивать не только определенное учебное содержание (т. е. предметную деятельность и специальные термины, необходимые для ее вербализации), но и отрабатывать определенные модели общения и речевого поведения (педагог — ребенок, ребенок — ребенок, ребенок — дети). Особенно важно это для детей с ОНР и заиканием.

Составлять подробный перспективный план нет необходимости, поскольку имеются государственные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Логопед (особенно начинающий) может планировать свою работу, используя для этого предложенную схему. Опытные логопеды могут использовать перспективный план на свое усмотрение и в удобной для них форме.

Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедических группах (логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования). Только совместными усилиями можно решать задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребенку. Это взаимодействие должно быть подробно отражено в специальной тетради.

В повседневном плане логопеда может фиксироваться предварительная работа — подготовка к фронтальному занятию (просмотр диафильма, разучивание стихотворения-сюрприза, чтение литературного произведения и т. д.).

Несколько пожеланий к определению целей занятия. По нашему мнению, это могут быть:

1. коррекционная речевая цель;

2. коррекционная внеречевая цель (в том числе формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения);

3. обучающая (познавательная) цель.

Например, коррекционные речевые цели могут быть такими:

· закрепление произношения звука [С] в словах, дальнейшее формирование фонематических представлений о нем;

· формирование зрительного и моторного образа буквы [Ш] в разнообразной деятельности;

· обучение аудированию текста с нацеливанием на решение конкретных задач;

· упражнение в практическом согласовании притяжательных местоимений с существительными в косвенных падежах;

· обучение составлению рассказа с опорой на модельное изображение.

Коррекционные внеречевые цели:

· расширение объема зрительной памяти до пяти объектов, данных в линейной последовательности;

· обучение сравнению предметов одной родовой группы и обобщению результатов сравнения;

· формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков;

· отработка родо-видовых обобщений на материале темы;

· выработка умения группировать предметы (овощи, фрукты, ягоды...) на основе существенных признаков;

· формирование навыков творческого развития сюжета игры и передачи характеров персонажей.

Познавательные (обучающие) цели:

· знакомство со слогообразовательной функцией гласных звуков;

· систематизация детских представлений о труде человека и роли в нем механизмов и машин;

· расширение и уточнение представления детей о растениях, наиболее характерных для региона;

· знакомство с элементарными сведениями об экологических системах.

Занятия по периодам планируются с учетом того, что перед утренниками их количество сокращается, а в июне логопед занимается с группами детей и индивидуально.

Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы на __________ учебный год

_________

________________________________________________________

Наши рекомендации