Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
Валявко С.М., Белая К.Ю.
Ежедневник логопеда детского сада.
М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001.
Оглавление
Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Выдержки из официальных документов
Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268) (Извлечение)
Приложение 3. Министерство здравоохранения СССР. Приказ № 245 от 30 августа 1991 г. (Извлечение). О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения
Приложение 4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Приказ № 18 от 14 января 1991 г. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (Извлечение)
Приложение 5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы по логопедии
Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.
Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.
Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.
Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.
Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.
Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.
Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.
При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.).
Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.
Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам.
Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования.
Анализ слоговой структуры слов (таблица 6) проводится также по общепринятым в логопедии методикам.
Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.
Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9.
Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения.
Таблица 1. Общие сведения о детях
Фамилия, Имя ребенка | Дата рождения | Дата поступления | Откуда поступил | Дом. адрес, телефон | Ф.И.О. родителей, место работы | Краткий анамнез | Медицинские заключения | Заключение ПМПК при поступлении | Речевое заключение логопеда ДОУ | Когда и куда выбыл | |||
отец | мать | Логопед поликлиники | Психоневролог (психиатр) | педиатр | |||||||||
Таблица 2. Обследование звукопроизношения
Фамилия, имя ребенка | Заднеязычные | Свистящие | Шипящие | Сонорные | Другие звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||
к | к, | г | г, | х | х, | с | с, | з | з, | ц | ш | ж | ч | щ | р | р, | л | л, | |||||||||||||||||
Итого: |
Таблица 3. Обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, результатов обучения грамоте
Фамилия, имя ребенка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | Определение количества звуков в слове | Понятие «слог». Слоговый анализ | Составление схем слов. Подбор слов к схемам | Знание букв | Навык чтения | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | начало слова | середина слова | Конец слова | |||||||
Итого: |
Таблица 4. Обследование лексического строя речи
Фамилия, имя ребенка | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Наречия | Местоимения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
семья | тело, его части | игрушки | одежда | обувь | продукты | мебель | посуда | инструменты | транспорт | профессии | дом. животные | дикие животные | домашние птицы | дикие птицы | насекомые | рыбы | овощи | фрукты | ягоды | растения | бытовые | игровые | учебные | движения | Эмоцион. состояния | Действия с инструм. | цвет | форма | величина | пространство | относительные | притяжательные | Антонимы | личные | притяжательные | ||||
Таблица 5. Обследование словообразовательного процесса
Фамилия, имя ребенка | Префиксальный Способ образования глаголов | Суффиксальный способ образования слов | Сложение основ слов | |||||||||
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | относительных прилагательных | притяжательных прилагательных | ||||||||||
Итого: |
Таблица 6. Обследование слоговой структуры слов
Фамилия, имя ребенка | Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения | Отдельные случаи нарушения в многосложных словах |
Итого: |
Таблица 8. Обследование коммуникативных умений детей
Фамилия, имя ребенка | Владение речевыми оборотами для установления контакта | Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми | Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми | Умение отвечать на вопросы | Умение задавать вопросы в ходе диалога | Умение слушать собеседника | Умение своевременно вступать в диалог | Умение завершать разговор |
Итого: |
Таблица 9. Обследование связной речи
Фамилия, имя ребенка | Рассказывание знакомой сказки | Пересказ текста | Рассказ по картинке | Рассказ по серии картинок | Рассказ-описание | Рассказ по представлению |
Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Целесообразно начинать планирование с анализа результатов коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год. Этот анализ может включать в себя данные о профиле и наполняемости группы; краткую характеристику контингента детей; данные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по выпуску детей и рекомендации по их дальнейшему обучению; сведения о повышении квалификации учителя-логопеда, участии в работе творческих групп, методических объединений и т. д.
Наличие диагностических данных по каждому ребенку (речевые карты) и сводные характеристики речевого дефекта группы (таблицы) дают возможность специалисту прогнозировать и своевременно предупреждать появление вторичных последствий дефекта, наметить приоритетные направления своей деятельности в предстоящем учебном году.
Такими направлениями могут быть:
1. Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным для специалиста разделам.
2. Структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их.
3. Установление рабочих контактов с учреждением повышения квалификации.
4. Систематизация учебно-методического материала в логопедическом кабинете.
5. Обобщение и представление в окружной методический центр, на соответствующую кафедру пединститута для рецензирования опыта работы по одной из проблем и др.
Затем составляется график работы учителя-логопеда, утверждается заведующей ДОУ и вывешивается на двери логопедического кабинета или на специальном стенде для родителей.
В настоящее время существуют следующие формы организации логопедических занятий:
· фронтальные занятия в подгруппах;
· групповые занятия, когда объединяют детей со сходными дефектами;
· индивидуальные занятия.
Состав групп и подгрупп в течение учебного года может меняться в зависимости от конкретных целей обучения и от индивидуальных успехов каждого ребенка. Мы предлагаем определять состав групп в соответствии с периодами обучения, по такому же принципу готовить сетки занятий и циклограммы логопедической деятельности.
При подготовке к каждому занятию мы советуем: подбирать конкретную игровую тему, что позволит быстро наладить контакт с детьми, установить в группе обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность; чаще использовать сюжетно-тематическую организацию занятий; тщательно отбирать виды и формы творческой работы; переключать внимание детей, их действия с одной формы на другую.
Каждое занятие призвано вырабатывать у дошкольников устойчивую мотивацию к коррекционным упражнениям. Ребенок должен усваивать не только определенное учебное содержание (т. е. предметную деятельность и специальные термины, необходимые для ее вербализации), но и отрабатывать определенные модели общения и речевого поведения (педагог — ребенок, ребенок — ребенок, ребенок — дети). Особенно важно это для детей с ОНР и заиканием.
Составлять подробный перспективный план нет необходимости, поскольку имеются государственные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Логопед (особенно начинающий) может планировать свою работу, используя для этого предложенную схему. Опытные логопеды могут использовать перспективный план на свое усмотрение и в удобной для них форме.
Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедических группах (логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования). Только совместными усилиями можно решать задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребенку. Это взаимодействие должно быть подробно отражено в специальной тетради.
В повседневном плане логопеда может фиксироваться предварительная работа — подготовка к фронтальному занятию (просмотр диафильма, разучивание стихотворения-сюрприза, чтение литературного произведения и т. д.).
Несколько пожеланий к определению целей занятия. По нашему мнению, это могут быть:
1. коррекционная речевая цель;
2. коррекционная внеречевая цель (в том числе формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения);
3. обучающая (познавательная) цель.
Например, коррекционные речевые цели могут быть такими:
· закрепление произношения звука [С] в словах, дальнейшее формирование фонематических представлений о нем;
· формирование зрительного и моторного образа буквы [Ш] в разнообразной деятельности;
· обучение аудированию текста с нацеливанием на решение конкретных задач;
· упражнение в практическом согласовании притяжательных местоимений с существительными в косвенных падежах;
· обучение составлению рассказа с опорой на модельное изображение.
Коррекционные внеречевые цели:
· расширение объема зрительной памяти до пяти объектов, данных в линейной последовательности;
· обучение сравнению предметов одной родовой группы и обобщению результатов сравнения;
· формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков;
· отработка родо-видовых обобщений на материале темы;
· выработка умения группировать предметы (овощи, фрукты, ягоды...) на основе существенных признаков;
· формирование навыков творческого развития сюжета игры и передачи характеров персонажей.
Познавательные (обучающие) цели:
· знакомство со слогообразовательной функцией гласных звуков;
· систематизация детских представлений о труде человека и роли в нем механизмов и машин;
· расширение и уточнение представления детей о растениях, наиболее характерных для региона;
· знакомство с элементарными сведениями об экологических системах.
Занятия по периодам планируются с учетом того, что перед утренниками их количество сокращается, а в июне логопед занимается с группами детей и индивидуально.
Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Основные направления коррекционной работы на __________ учебный год
_________
________________________________________________________