Уметь находить новые решения. 4 страница
Социально-профессиональная позиция педагога (андрагога) — результат личностного и профессионального самоопределения на основе понимания смысла и назначения профессии, сущности межличностного взаимодействия с обучающимися, социальных норм педагогической (андрагогической) деятельности Сущность социально-профессиональной позиции составляет единство личностного и профессионального. Ценностно-смысловое самоопределение педагога (андрагога) осуществляется через осознание и проживание ценностных оснований своей деятельности, понимания ее смысла и своего места в ней в современной социокультурной ситуации. Это внутренний системообразующий фактор профессионального и личностного становления и развития педагога (андрагога)
Б. Социально-профессиональные принципы деятельности современного педагога (андрагога)
В современных документах, определяющих стратегические направления современной образовательной политики социально-профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога. Она включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития:
1. Создание условий безопасности. По утверждению В. И. Слободчикова, суть безопасного образования – это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы охранить и обеспечить здоровье воспитанника, обучающегося. Основу безопасного образования составляет нормальное развитие субъективной реальности (непосредственное самобытие человека), т. е. формирование у обучающегося личностного способа жизни, предполагающего сознательный и ответственный выбор поведения на основе его ценностно-смыслового самоопределения. При этом в качестве нормы развития полагается то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях.
2. Создание ситуаций развития. Смысл нового педагогического (андрагогического) профессионализма заключается в способности решать задачи общего развития человека своими профессиональными средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования и каждого возраста. С точки зрения современных образовательных идей, главным смыслом педагогической (андрагогической) деятельности становится сегодня создание условий для развития человека, формирования его способности к саморазвитию как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным «хозяином», «автором» собственной жизни.
3. Позитивное стимулирование, поддержка инициатив. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм. Как личностное качество инициативность, означающая способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости, развивается уже в подростковом возрасте, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
4. Обучение различным способам деятельности. Современный образовательный процесс рассматривается как становление не просто активного, а деятельного, и даже более того, - самодеятельного существа, где впервые возникает вопрос об освоении всего универсума деятельности, во всех его планах, чтобы быть способным к проектированию, организации и управлению своей деятельностью, а значит - становиться подлинным субъектом собственной жизнедеятельности.
5. Обучение жизненному проектированию. Основная цель жизненного проектирования - сформировать личностный проект развития внутри сознательно выбранного жизненного пути (жизненной стратегии, программы, перспективы). Технология обучения жизненному проектированию предполагает: ознакомление с социальными ролями и смыслами жизни, считающимися успешными и неуспешными; выработку жизненной программы относительно социальных целей и задач внутри своей жизненной стратегии; овладение способами обеспечения личного роста и развития в любых условиях; формирование представлений об оптимальных личных отношениях. Реализация данной технологии в образовательном процессе есть индивидуальный маршрут личностного развития от целеполагания к целеопределению и затем к выявлению и формированию новых ресурсов самопреобразования и саморазвития.
6. Организация учебного сотрудничества. Переход от модели взаимодействия «конкуренция» - к модели взаимодействия «кооперация» является насущным требованием инновационного развития экономики и общества. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми выступает сегодня неотъемлемой частью гражданского образования, подготовки к жизни в демократическом обществе. Педагогическая техника кооперации в обучении – один из важных инструментов воспитания полноправных граждан современной России. Высокая педагогическая эффективность учебного сотрудничества связана с тем, что оно позволяет обеспечить: более высокий уровень результативности и продуктивности образовательного процесса, формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в группе, повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников и, в конечном итоге, сохранение психического здоровья обучающихся.
7. Формирование потребности в рефлексии и самооценке. Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Ориентация на развитие личности в образовательных процессах означает организацию рефлексии учащихся, связанную с постановкой ими целей обучения, разработкой планов их достижения, осуществлением самоконтроля и самооценки процесса и результата своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, учащиеся не смогут в полной мере присвоить те знания и умения, которые составляют содержание изучаемых ими предметов. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия ‑ источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.
Превращение процесса образования в ценностно- и смысло-определенный образовательный процесс, в чем собственно и состоит пафос современного образования, не может совершиться само по себе, стихийным образом. Подобный переход возможен лишь на основе и с помощью специальной, целенаправленной проектно-преобразующей деятельности педагога (андрагога), причем деятельности, сообразной с адекватной деятельностью обучающегося. Отправной точкой этого вида педагогической деятельности служит позиционное самоопределение педагога, выбор собственного способа «реализации базовых целей и ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими», составляющего основу социально-профессиональной позиции.
Педагогическая (андрагогическая) деятельность обеспечивает в полной мере реализацию целей и ценностей образования в обществе, если она рассматривается как искусство стимулирования и создания условий для саморазвития, самовоспитания, самообразования. Педагог (андрагог), обладающий соответствующей социально-педагогической позицией, призван, с одной стороны, помочь человеку максимально раскрыть все стороны его индивидуальности (организация культурной среды, рациональной интеллектуальной деятельности). С другой стороны, он должен быть профессионально готов к построению гуманных отношений с коллективом обучающихся
(В тексте использованы материалы статьи: Тулупова О. В. Профессиональная педагогическая позиция современного учителя. URL: http://www. lunn. su/index. php /studymanagment/ 148-2010-11-26-20-26-41. html (дата обращения: 23.02.2014.)
Задание 9
Прочтите ниже приведенную статью и ответьте на следующие вопросы:
1. Социальный работник - особая профессия, связанная с опекой пожилых, инвалидов, трудных подростков Почему авторы называют социальных работников андрагогами? Что значит, на Ваш взгляд, быть андрагогом, не преподавая в учебном заведении? Что значит взять на себя миссию андрагога?
2. Какие мысли авторов кажутся Вам наиболее значимыми?
Социальный работник как андрагог
Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина
Профессия «социальный работник» в современной российской действительности приобретает новое звучание и качество, когда специалисты этой сферы осваивают и развивают андрагогические аспекты деятельности.
Социальная работа, осуществляемая как государственными структурами (службы социальной защиты населения), так и общественными организациями (благотворительные фонды, волонтерские движения и объединения), участвует в решении сложных вопросов, затрагивающих бытие и развитие сознания людей. Она направлена на гармонизацию взаимодействия личности и общества: на оказание поддержки и помощи конкретному человеку или социальной группе, общности, слою населения, испытывающим затруднения в социальном функционировании, и на активизацию их внутренних сил. Выделение андрагогических аспектов в деятельности специалистов, профессионально связанных со взрослыми людьми — работников учреждений культуры, организаторов досуга, туризма, психологов, медиков, руководителей организаций, активистов общественных движений и социальных работников — способствует достижению ряда позитивных эффектов в различных социальных практиках. Они касаются успешного решения не только профессиональных, но и социальных проблем. Один из них — совершенствование образовательной ситуации и образовательной структуры социума.
Осознание разными специалистами своей причастности к « когорте» андрагогов, принятие ими на себя миссии « ведения взрослого» в процессе овладения им новыми знаниями способствует расширению образовательного пространства общества.
Для самих специалистов, работающих со взрослыми и проявляющими себя « в ипостаси» андрагог, андрагогическая деятельность может стать одним из значимых « этических деяний» (С. Л. Рубинштейн), открывающих в них самих новое начало, новые возможности позитивной самореализации.
Развитие андрагогических аспектов деятельности социального работника делает возможным направить ее не только на оперативное оказание «скорой» помощи людям, нуждающимся в социальной защите, но и на осознание «опекаемыми» взрослыми собственного потенциала, на последовательную поддержку этого потенциала, стремления к самореализации и саморазвитию, активному образу жизни.
Андрагогическая деятельность социального работника понимается как содействие самоопределению, самореализации взрослого человека в сложной для него жизненной ситуации. Она органично вплетается в систему профессиональных действий людей, занятых в социальной сфере и становится качественной характеристикой их работы, ее успех — большим профессиональным достижением.
Социальный работник как андрагог- посредник между опекаемым им взрослым и государством (выполняя предписанные его профессией функции), а также между ним и обществом, культивирующим как приоритетные гуманистические ценности: поддержка человеческого достоинства, уважение к старости, милосердие, « жизненное сострадание», « чувствительность по отношению к людям» (С. Тэраути). Стратегия социальной работы сопряжена с ее ориентацией на улучшение социального самочувствия незащищенных слоев населения, на нахождение опекаемым — совместно с социальным работником — духовных опор, поддерживающих его жизнь, на создание условий, при которых подопечный (клиент) может пережить достойно кризисную ситуацию, совладать с нею.
Не каждый социальный работник, обслуживающий взрослого, — андрагог. Андрагогом он становится тогда, когда выделяет и реализует на практике новые смыслы своей работы, привносит в нее желание и стремление не просто обслужить или даже поддержать человека, а помочь ему увидеть новые горизонты в его нелегкой жизни, найти в ней новые ценности, новые опоры, даже в несчастье (« все, что не убивает, делает сильнее»). Как андрагог, он помогает так организовать жизнедеятельность клиентов, чтобы она приобрела для них новый смысл и новое содержание.
Позиция андрагога — это высшая профессиональная ипостась социального работника, взаимодействующего со взрослым.
Социальный работник, осознающий себя андрагогом, включаясь во взаимодействие со взрослыми, нуждающимися в социальной поддержке, нацелен, прежде всего, на совместный поиск путей и способов организации их активного и достойного образа жизни. Работающие в этих сферах социальной практики — люди разных профессий, но их объединяет общность позиций, ценностей и целей. Они содействуют самоопределению, самореализации и саморазвитию взрослых. способствуют более эффективному взаимодействию взрослого человека с окружающим миром, устройству его жизни. В настоящее время, когда интенсивны изменения в жизни как общества в целом, так и конкретных личностей, сама жизнь приобретает «черты непрерывного образовательного процесса» (Г. Л. Ильин).
Для самоопределения социального работника как андрагога важно осознавать, что:
— непрерывное образование — это современная форма жизнедеятельности; оно понимается как освоение человеком нового и переосмысление старого социального опыта как в организованных формах, так и самостоятельно или в процессе взаимодействия с другими людьми (формальное, неформальное, информальное образование); последнее имеет особенный смысл для андрагога как образование в процессе повседневной жизни; принятие этой позиции значимо и для его профессионально-личностного совершенствования, и для выстраивания взаимодействия с людьми;
— во взаимоотношениях со своими подопечными социальный работник помогает им разглядеть возможности повышения собственной активности (осознать свои достижения, ценности, на которые он ориентирован; осмыслить собственную жизненную ситуацию под новым углом зрения, а главное - найти новое посильное дело любого масштаба, поддерживающее активность и осознание собственной нужности);
— важнейший образовательный эффект деятельности социального работника как андрагога — новые смыслы и ценности, которые поддерживают жизнедеятельность опекаемого и придают ей позитивное звучание;
— существенное значение имеет новая интерпретация имеющегося социального опыта – как результат включения в образовательный процесс, соотнесение и согласование его с новой ситуацией и формирующимися ценностями развивающегося общества, нахождение способов их поддержания – в ближайшем окружении, в общении с посторонними людьми (« ненавязчивое предъявление ценностей достойного взаимодействия»).
Естественно, что эти позиции органично ложатся в русло традиционных способов взаимодействия социальных работников и их клиентов, но они редко осмысливаются как образовательные. Однако само понимание эффектов реализации этих позиций как образовательных эффектов существенно повышает и значение их для понимания происходящего в жизни взрослого человека, получившего социальную поддержку, и статус самих социальных работников, развивающих собственную профессиональную позицию и арсенал используемых для ее реализации средств.
Взаимопроникновение, партнерство двух сфер социальной жизни — социальной работы и образования взрослых — могут осуществляться через специальную подготовку социальных работников как андрагогов и освоение ими образовательных механизмов для более эффективного взаимодействия со своими взрослыми подопечными.
Тема 13. Профессиональная карьера и самореализация специалиста в сфере профессионального образования.
Профессиональная карьера, самореализация, самоосуществление: сущность понятий.
Виды карьеры: линейная, стабильная, карьера в виде спирали, кратковременная карьера, платообразная карьера, снижающаяся карьера
Социально-профессиональная мобильность специалиста. «Вертикальная» и «горизонтальная» мобильность.
Социальные гарантии карьеры. Дифференцированная оплата труда.. Единая тарифная сетка. Категория и разряд. Основная и дополнительная оплата. Социальная защита Социальное страхование
Взаимодействие образования и рынка труда
Методические указания к теме 13
Проблема жизненной карьеры – личностная проблема. Однако каждый человек должен четко представлять, каковы ее возможности в выбранной им профессии. Возможна ли «линейная карьера», предполагающая «подъем по вертикальной служебной лестнице» или эта карьера, в основе которой — постоянный рост профессионализма и мастерства в избранном деле. Однако в любом случае важно четко представлять общие принципы подхода к профессиональным перспективам и свою позицию в выборе направления профессионального роста. Поэтому ниже предлагаются тексты, задача которых — помочь увидеть собственную роль в проектировании профессионального жизненного пути.
В процессе осмысления этих проблем особое значение может иметь содержание второго и третьего разделов данного пособия. Во втором разделе представлены тесты для самопознания разных сторон своей личности, а в третьем — материалы, способствующие развитию логического мышления и креативности.
Тексты для изучения и анализа
Жизненная карьера: цель и планирование
Важно ставить перед собой крупные цели.
«Представьте себе какую-нибудь малую цель. Как только между вами и целью появляется проблема, эта проблема заслоняет от вас цель: все, что теперь вы видите, - это проблема. Увидеть цель вы вообще больше не сможете. Но когда у вас нет перед глазами ясной цели, появляются страхи и сомнения … Представьте себе теперь, в отличие от маленькой цели, очень большую цель. В этом случае проблема не может полностью заслонить от вас цель. Поэтому вы по-прежнему знаете, что и почему делаете. Большие цели позволяют нам расширять кругозор, открывать дополнительные возможности, знакомиться с новыми людьми». (Шефер Б. Путь к финансовой независимости. – СПб., 2004. – С. 62‑63).
Личностная профессиональная перспектива (ЛПП):
схема планирования жизненной карьеры
Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
Осознание необходимости непрерывного профессионального образования.
Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.
Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).
Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.
Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).
Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора).
Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.
Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).
Представление о внешних препятствиях на пути к целям.
Знание о путях преодоления внешних препятствий.
Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).
Представление о смысле своего будущего профессионального труда.
Начало практической реализации ЛПП.
(Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. ‑ Ростов н/Д, 1996).
«Слоновая техника» при решении сложных жизненных задач
(Фирма «Тайм-менеджер» - США)
Два подхода к «слоновой задаче»:1) отложить ее решение; 2) разрезать на маленькие кусочки, что и позволит « заглотнуть слона», т. е. достичь результата.
«Слоновая техника», которая поможет достичь результата:
— режьте « слона» на маленькие удобные кусочки;
— присоедините « заглатывание» отдельных кусочков к повседневным делам;
— позаботьтесь о том, чтобы « есть» одного и того же «слона», пока от него ничего не останется;
— не переживайте ежедневно из-за этих «слонов»; отнеситесь к ним как к большим, красивым, впечатляющим животным, как к захватывающим возможностям; сосредоточьтесь на « слоновом бифштексе» и будьте довольны, если задача дня выполнена.
Слишком много людей мучает себя из-за «слонов», с которыми они все равно не могут разделаться сегодня.
Иногда люди и не берутся за какое-то сложное дело, испугавшись того тернистого пути, который надо преодолеть для осуществления своей мечты. Но вспомните поговорку: « Глаза боятся, а руки делают».
10 шагов к успеху
1. Имейте мечту. Выстраивайте ее на основании мысленных моделей совершенства. Ориентируйтесь на высокие стандарты.
2. Учитесь отчетливо видеть свою цель. Важно, чтобы ее мысленный образ был многомерным, где задействованы все органы чувств. Чем больше чувств вовлекаются в образы, тем больше сила мысленного представления. Мысленное представление – это сознательная работа, а не бесцельное фантазирование.
3. Разработайте план. Путь к цели важно разбить на отдельные достижимые шаги и, представляя их, использовать сенсорное воображение. Мысленное представление, особенно мультисенсорное, способно повысить реальные результаты деятельности людей.
4. Находите нужные мотивации своих действий. Думайте о возможных достижениях.
5. Чтобы достичь своей цели, надо действовать.
Рекламный слоган компании Nike: