Психофизиологическая сфера
- Умение закрашивать предметы внутри контура.
- Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
- Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
- Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
К 5 годам
Восприятие
Эмоциональных состояний | Радость, грусть, гнев, удивление, испуг | Узнавание, называние, соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка | Узнавание, описание (громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой), подражание |
Запаха | Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный | Узнавание, описание (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий) |
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, соленый | Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как...) |
Свойства предметов | Тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.) | Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание |
Пространства | Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади | Определение место-нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте |
Времени | Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра | Соотнесение события со временем его происшествия |
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов. Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. Слуховая вербальная: объем - 5 слов. Тактильная: объем 4—5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
— на основе изученных свойств;
— по материалу
— по эмоциональному состоянию;
— времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация*
— по цвету — 4 оттенка;
— по величине 5 предметов;
— по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
— по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
- Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
- Умение рассказать о своем настроении.
- Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
- Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила — в учебной ситуации
К 6 годам
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем 6 предметов. Слуховая образная: объем 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут. Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)