По выполнению самостоятельной работы
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов, повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом. В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• развитие умения использовать справочную литературу;
• развитие исследовательских умений;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
• развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
• ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
• воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества);
• исследовательская (формирование нового уровня профессионально-творческого мышления);
• информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Студент должен знать:
• какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);
• какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
• какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:
• учебно-методический комплекс по дисциплине;
• практикумы, рабочие тетради по дисциплине;
• методические рекомендации студентам по подготовке к лекционным занятиям, слушанию и конспектированию лекций;
• методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям;
• методические рекомендации по выполнению контрольных и курсовых работ;
• методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы.
• методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ;
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплине. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как: изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции); изучение рекомендуемых литературных источников; конспектирование источников; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписи; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet; аннотирование, реферирование, рецензирование текста; составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала; составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины; составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии; ответы на контрольные вопросы; написание эссе, тезисов, докладов, рефератов; групповая самостоятельная работа студентов; анализ конкретных практических ситуаций; работа с компьютерными программами; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры и т.п.); подготовка презентаций; выполнение тестовых заданий, контрольных работ, курсовых работ; подготовка к зачету/экзамену; участие в Интернет-конференциях; и др.