М. подсказал нам как-то раз и такой ход.
Учитель что-то читает классу - стишок, рассказик Толстого или Ушинского, лучше сказку. И после этого ученики по группам роются в самых разнообразных книжках (хорошо, если у вас в классе много детских книжек) и собирают из них рисунки к тому тексту, который услышали. Рисунки нужны для того, чтобы проиллюстрировать фабульную линию только что прослушанной сказки (но! - иллюстрациями из других книжек).
Потом команды сравнивают свои версии. Кто больше иллюстраций подобрал? Чьи иллюстрации оказались точнее? Каждая команда, пересказывая сказку по найденным ими рисункам, доказывают свою точку зрения.
Эти рассматривания и все, что связано со слежением за фабулой, полезно, чтобы потом, позже, дети естественным образом обнаружили бы феномен рассказчика.
Задание на подбор иллюстраций можно задавать ребенку на дом - в качестве домашней работы с родителями. Родители, конечно, не любят, чтобы их лишний раз дергали. Но в дневнике ясно написано: "с мамой или папой" - так что извольте!
На самом деле, сейчас самый благодатный период, чтобы научиться разговаривать со своими детьми по делу (не на предмет "сколько раз говорить: иди чистить зубы!") - когда ребенок нуждается в подсказке родителей, когда у родителей с ребенком столько совместных дел. Хотя бы подобрать иллюстрации!
Только, чтоб дело было действительно совместным, родителям надо постараться делать его на равных с ребенком.
Диафильмы
Во-первых, приятно реанимировать диафильмы. В противовес всему тому, что происходит по телевизору - всем этим мультяшкам, которые перед глазами мельтешат. Диафильм же дает возможность неспешного разглядывания.
И потом диафильм - это зрительный зал, темнота, это значит надо закрывать шторы. И это здорово. Это все создает театральный эффект. Подготавливает к некому действу. Дает возможность предвкушать.
Может быть, организовать экспедицию "На поиски диафильмов"? Они же где-то еще есть? У чьих-нибудь бабушек? Пусть дети ходят и разыскивают.
Завести специальную полочку для диафильмов - фильмотеку. Бросаем жребий, какой диафильм сегодня смотреть (тянет тот, кто чем-то заслужил это почетное право). Если тот или иной ребенок читает плохо, его можно назначить главным по фильмотеке - подавать с полочки те или иные диафильмы. Тогда ему волей-неволей придется как-то угадывать, где лежат, например, "Гуси-лебеди". (Но лучше посылать на поиски двоих слабочитающих - кто-нибудь из них да узнает слова из названия.)
Чем хорош диафильм? Тем, что картинку можно остановить. И рассматривать сколько угодно.
Киномеханик выводит на экран очередную картинку - но без текста! (Можно сделать еще проще: не урезать картинку за счет сокрытия текста, а зарядить диафильм наоборот, и тогда прочитать текст будет невозможно, во всяком случае, трудно). Теперь спросите у класса: "А что тут за история? Какой здесь может быть текст? Попробуйте-ка его восстановить".
Группы совещаются, потом высказывают свои версии, и только после этого на экране появляется подпись к картинке - сам текст. Можно обсудить, чья версия оказалась к нему ближе всего. Или, например, какая команда больше слов угадала.
Еще один вариант. Вопрос учителя: "Как вы думаете, какая картинка следующая? Что на ней изображено?" И, выслушав версии от групп, считайте на здоровье, сколько попаданий в яблочко.
То же самое - с текстом. "Какой предположительно текст в следующем кадре?" - выигрывает та команда, которая угадала больше всего слов. И не надо заставлять учеников читать этот текст! Пусть узнают, угадывают слова, которые прозвучали в тексте.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ
Звонок на урок - растрепанные дети влетают с переменки в класс. Или учитель входит в класс - а дети стоят на ушах. Сколько минут нужно гипнотизировать их взглядом, прежде чем сказать "Здравствуйте. Садитесь"? Я пробовала разные способы собрать их внимание, пока у нас не сложился особый ритуал начала урока. Ведь дети обожают рукотворные традиции.
Жужжащее чтение
К
Ак-то раз в нашей учительской компании коллега рассказал о "жужжащем чтении". Где-то прочел, подсмотрел или подслушал - и в клювике принес в родное гнездо. Это уже потом, гораздо позже, я узнала, что жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского.