Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонней личности.
Оздоровительные задачи физического воспитания, направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, способствует гармоничному психосоматическому развитию совершенствованию функций организма, повышению – посредством закаливания – его защитных сил и устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на:
- формирование правильной осанки;
- своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
- формирование изгибов позвоночника;
- развитие свода стопы;
- укрепление связочно-суставного аппарата;
- развитие гармоничного телосложения;
- регулирование роста и массы костей;
- развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов;
- мышц – разгибателей;
- совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы;
- развитие способности приспосабливаться к меняющейся нагрузке;
- развитие подвижности грудной клетки, увеличение емкости легких;
- тренировка механизмов терморегуляции;
- обеспечение тренированности нервных процессов;
- совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.
Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, природой, окружающими людьми.
При гармоничной, творческой деятельности в головной мозг стекается информация из внешней и внутренней среды и создается обобщенная картина окружающего многообразного мира. Благодаря активности механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнообразную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.
К образовательным задачам относиться:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
В процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, об их структуре, оздоровительном воздействии на организм, осваивает двигательные действия, усваивает физкультурную и пространственную терминологию. Кроме того, у ребенка формируется телесная рефлексия.
Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе – живой и неживой, расширяет словарный запас, развивает память, мышление, воображение.
Таким образом, решая оздоровительные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит к поступлению в школу.
Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры:
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
- навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;
- грациозность, пластичность, выразительность движений;
- творчество;
- навыки самоорганизации, взаимопомощи;
- гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.
В процессе физического воспитания создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера, таких, как организованность, скромность, отзывчивость, чувство собственного достоинства, справедливость, волевые качества, умение заниматься в коллективе, ответственность.
Формируются также психические процессы, культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям, творчество, готовность к жизни. Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем, и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических является соответственные формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, на которых оно основано.
Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые в это время происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.
Выполнение физических упражнений предполагают сознательную установку на достижение результата действия, который соответствует конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.
Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнение движений.
Понимание педагогом содержание физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Форма физического воспитания имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения. Внешняя структура – это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.
В методике физического воспитания широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики, которые включают комплекс признаков, взятых в единстве. Некоторые из них можно выделить. Понятие «точность движений» включает точность пространственных, временных и силовых характеристик.
Точность движения – степень соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена, только если движение соответствует всем вышеперечисленным характеристикам (В. Зациорский, О. Кокарева).
Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мышечностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Плавные движения – движения с постепенно изменяющимися мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения – выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла мимикой, экспрессией.
Воспитание выразительности движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними переживаниями и внешними проявлениями; развивает психику, психофизические качества, отделы коры головного мозга; гармонизирует личность.
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.
В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним проявлениям без применения специальной аппаратуры.