Лабораторная работа № 1. Эфферентная моторная афазия. Восстановительное обучение.
Тема 1. История развития учения об афазии.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика первого этапа развития учения об афазии. Вклад в афазиологию П. Брока и К. Вернике. Первые классификации афазии. Понятие об афазии Дж. Х. Джексона.
2. Характеристика второго этапа развития учения об афазии. Взгляд зарубежных ученых на природу афазических расстройств. Формирование концепций афазии в отечественной науке.
3. Психофизиологическая концепция афазии А. Р. Лурия.
4. Нейролингвистическая концепция афазии. Аспекты языка и их нарушение при афазии. Расстройство функций и видов речи при афазии.
4. Современное состояние афазиологии. Определения афазий. Этиология. Симптомокомплекс афазического расстройства.
Тема 2. Психология речи.
.
Вопросы для обсуждения:
- Место и роль речи в психической сфере.
2. Связь речи с другими психическими процессами.
- Функции речи. Их развитие в онтогенезе.
- Материальная основа речи (слово).
- Психофизиологическая и мозговая основы речи.
- Психологическая структура порождения высказывания.
- Виды и формы речи.
- Связь речи и мышления.
- Анатомические физиологические основы нормальной речи
Тема 3. Афазические расстройства и их динамика при сосудистых заболевания головного мозга
1. Афазические нарушения при геморрагическом инсульте
2. Афазические расстройства при ишемическом инсульте
3. Афазия при тромбозе внутренней сонной артерии.
4. Афазические расстройства при закупорке основного ствола средней мозговой артерии
5. Афазические расстройства при стенозе и петлистости внутренней сонной артерии.
6. Афазические расстройства при нарушениях мозгового кровообращения в корковых ветвях левой средней мозговой артерии
7. Локализация очагов размягчения при афазии, вызванной ишемическим инсультом
Тема 4. Ранний этап восстановления речи при афазии
1. Предварительная неречевая работа с больными афазией.
2. Ранний этап восстановления речи: стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией.
3. Ранний этап восстановления речи: преодоления нарушений понимания речи на слух у больных с сенсорной афазией (содержание методики).
4. Ранний этап восстановления речи: стимулирование понимания речи на слух у больных с моторной афазией (содержание методики).
5. Ранний этап восстановления речи: растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией (содержание методики).
6. Ранний этап восстановления речи: преодоления апраксии артикуляционного аппарата методом зрительно-слуховой имитации у больных с моторной афазией.
Тема 5. Особые формы афазии и специфика коррекционной работы при них.
1. Афазия у полиглотов
2. Афазия у глухонемых
3. Афазия у левшей и вопрос о полушарной доминантности
4. Отличия афазии от алалии, дизартрии, интеллектуальной недостаточности.
5. Афазия у амбидекстров
6. Афазия у детей и подростков
Лабораторные занятия
Лабораторная работа № 1. Эфферентная моторная афазия. Восстановительное обучение.
Форма проведения: деловая игра
Задание: Используя методическое пособие «Коррекция сложных речевых расстройств» (см. список литературы № 6), провести все предложенные автором виды заданий. Студенты объединяются в подгруппы по 2 человека – «логопед» и «больной», демонстрируют методику проведения восстановительного обучения при данной форме афазии. Остальные студенты являются экспертами.
Задачи:
Для экспертов: оценить адекватность и эффективность структуры, содержания, методов и приемов, использованных всеми участниками игры, оценить достоверность поведения детей и логопеда
Для больных: продемонстрировать поведенческие и речевые особенности указанной в теме игры категории больных
Для логопеда: составить модель занятия и провести его в соответствии с этой моделью
В соответствии с ролю участники игры выполняют свои задачи. В конце игры проводится ее анализ, эксперт может давать свои оценки и по ходу игры, после каждого структурного компонента. Сначала оценку игры дают больные затем логопед, в самом конце выступает эксперт.