Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт специального образования и комплексной реабилитации
Кафедра дефектологии
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
студента _________________________________________________________
Формы обучения
_____ курса ______ группы
кафедры дефектологии
Время практики с ___________201_ года по ___________201_ года
База практики______________________
Методист _________________________
Учитель-логопед ___________________
Москва 2014г.
Тема: Постановка звука Ш.
Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука[Ш] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление звука [Ш].
Оборудование: зеркало, картинки, игрушка «гусеница», зеркало, палочки
Лексический материал: шапка, подушка, чашка, шарф, душ, малыши, уши, вишня, кошка (сложные слова: шахматы, чашка)
Ход занятия:
Организационный этап.
На доске стоят картинки, дети по очереди их называют и прикрепляют на доску:
- шахматы, шапка, шарф, кукла, чашка, подушка.
Логопед-студент: Что лишнее?
Дети: кукла
Логопед-студент: какой звук есть во всех словах?
Дети: «Ш».
Обучающий этап.
Объявление темы занятия:
звук «Ш». Характеристика звука Ш: Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука нет . Печатание пальцем на столе, составление из палочек звука «Ш».
Артикуляционная гимнастика:
Логопед-студент ставит перед ребенком зеркало и говорит какие упражнения ему нужно выполнить, если у ребенка что-то не получается, то логопед помогает ему в правильной артикуляции.
Упражнения для кончика языка:
Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы.
Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.
“Чашечка” сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости.
Упражнения для выработки сильной воздушной струи:
Подуть на кончик плоско высунутого языка
Как шипит змея? - ш-ш-ш.
Логоритмическое упражнение:
Уш-уш-уш у нас есть душ (ребенок повторяет за логопедом-студентом)
Ош-ош-ош нож хорош
Ши-ши-ши идут малыши
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Упражнения в выделении с выделением звука «Ш» в словах:
Логопед раздает небольшие стопки с картинками, дети по очереди показывают и называют , что на них нарисовано, затем называют в какой позиции находится звук «Ш»- вначале , в конце или в середине слова. (кукушка, вишня, душ, малыш, уши, пушка, камыш, шахматы, шарф, мышка, машина, кошка, шишка, чашка, лошадь) Логопед-студент закрепляет с детьми слова, которые они плохо запомнили по картинкам.
Упражнение в образовании уменьшительно- ласкательной формы существительных от слов:
вишня- вишенка
лошадь- лошадка
чашка- чашечка
уши- ушки
Закрепляющий этап:
Дети отгадывают загадку и из представленных картинок выбирают соответствующую картинку отгаданному слову.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это? ... (мышка)
Кошка на подушке
Лапкой моет ...(ушки).
Логопед-студент называет звуки, на звук «ш» нужно хлопнуть:
П, С, Ф, Ш, Ч, Р, Ш, С, Ы, Ш.
Итоговый этап:
Ребята какой звук мы с вами изучали …«Ш»? Какие слова запомнили (дети называют слова)? В качестве поощрения раздаю детям наклейки, в словах которых есть звук «Ш».
Анализ занятия Логопедом: Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту детей. В занятии сохранены все структурные компоненты. На занятии дети активно принимали участие в работе по изучению звука, дети были очень заинтересованы на занятии, хоть поначалу и стеснялись нового преподавателя (студента), студентка смогла заинтересовать детей новыми для них упражнениями. Цель занятия была выполнена, сложные слова студентка разобрала с детьми, повторила несколько раз и закрепила вместе с ними, часто поощряла детей. В силу того, что у студентки еще не так много опыта и было небольшое количество практических занятий, она удачно подобрала материал и хорошо справилась с заданием.