Ознакомиться с лекционным материалом и литературой по дисциплине.
Рекомендации и задания
Для сдачи точек контроля по 4-м дисциплинам
Для слушателей 1-го курса магистратуры
специальность «Организация работы с молодежью»
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина: Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды – стр.2
Дисциплина: Инновационные процессы в образовании – стр. 9
Дисциплина: Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления - стр. 75
Дисциплина: Проектирование и экспертиза образовательных программ – стр. 81
Дисциплина: Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Точка контроля: экзамен
Рекомендации и задания:
Ознакомиться с лекционным материалом и литературой по дисциплине.
2) Самостоятельная работа студентов:
№ п/п | Название темы | Вид СРС | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | |||
Психология безопасности как направление психологической науки и практики | конспект | |||
Система образования как объект и субъект безопасности | конспект | |||
Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды | конспект | |||
Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса | доклад | |||
Проблема обеспечения безопасности учащихся | конспект | |||
Проблема психологической безопасности в образовательной среде семьи | конспект | |||
Безопасность и управление образованием | Составить синквейн к слову «безопастность» | |||
Технологии формирования психологически безопасной образовательной среды | Подготовка доклада на тему поиска и описания конкретных способов обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса. | |||
Моделирование безопасной и комфортной образовательной среды | Разработка плана мероприятий по совершенствованию ОС для обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса (коллективная работа) | |||
Психологическая безопасность образовательной среды | конспект | |||
Психолого-педагогические основы проектирования комфортной образовательной среды | конспект | |||
Организация безопасности образовательной среды | Составить синквейн к слову «образование» и «среда» | |||
Экстренная психологическая помощь в системе образования | доклад | |||
Итого: |
3) Подготовить конспекты к семинарским занятия:
Содержание практических (семинарских) занятий
Тема 1. Моделирование безопасной и комфортной образовательной среды
План
1. Моделирование образовательной среды в историко-педагогическом аспекте: догматическая, безмятежная, карьерная, творческая образовательная среда.
2. Вариативность современного образования.
3. Методика векторного моделирования образовательной среды.
Тема 2. Психологическая безопасность образовательной среды
План
1. Показатели психологической безопасности субъектов образовательной среды: референтность, удовлетворенность, защищенность.
2. Оценки психологической безопасности и объективных параметров образовательной среды.
3. Факторы, определяющие высокое качество образовательной среды: «Комфортность образовательной среды», «Развивающий потенциал образовательной среды», «Согласованность влияний на личность», «Потребность в профессиональном развитии», «Постоянство места работы».
Тема 3. Психолого-педагогические основы проектирования комфортной образовательной среды
План
1. Показатели психологической комфортности.
2. Проектирование комфортной образовательной среды. Принципы
проектирования.
3. Обеспечение психологической комфортности и безопасности в образовательном учреждении.
Тема 4. Организация безопасности образовательной среды
План
1. Основные причины снижения эффективности образовательной среды.
2. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии субъектов образовательной среды.
3. Условия создания психологически безопасной образовательной среды.
Тема 5. Экстренная психологическая помощь в системе образования
План
1. Психологическая служба образования как компонент целостной системы образования страны.
2. Проблема психологической безопасности образовательной среды.
3. Предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде (по Е.В. Бурмистровой).
4. Службы экстренной помощи в системе образования.
4) Подготовить ответы на вопросы к экзамену:
1. Образовательная среда и образовательное пространство. Типологии образовательной среды.
2. Психологические модели образовательной среды (В. А. Ясвин, В. И. Слободчиков, Е. А. Климов и др.).
3. Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения.
4. Опасности, риски и угрозы в среде детей и подростков.
5. Образовательные риски.
6. Структурная модель психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
7. Концепция психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева).
7. Психологическое насилие как источник социальной и школьной дезадаптации.
8. Виды насилия над детьми (физическое, психологическое, сексуальное).
9. Формы психологического насилия (эмоциональное давление, сверхконтроль, нагнетание страха, эмоциональный стресс, враждебность сверстников, пренебрежение и т. д.).
9. Причины психологического насилия в образовательной среде.
10. Основные характеристики и признаки психологического насилия в школе.
11. Профессиональные и личностные деформации педагогов и их влияние на психологическое самочувствие учащихся.
12. Отечественное законодательство о защите детей.
13. Психотравмирующие ситуации в образовательной среде.
14. Школьнаядезадаптация как затруднения, возникающие в ходе обучения.
15. Школьная дезадаптация как проявление системы нарушенных межличностных отношений в школе и деформация образа «Я» ребенка.
16. Основные виды и формы психогенной школьной дезадаптации.
17. Дидактогении как следствие психогигиены.
18. Дидаскалогении как следствие неправильного отношения учителя к ученику.
19. Школьные (дидактогенные) неврозы, тревожность, фобии школы.
20. Цели и задачи психологии безопасности.
21. Методология и методы психологии безопасности.
22. Психологическая безопасность как составляющая национальной безопасности.
23. Организационный, профессиональный и личностный уровни обеспечения психологической безопасности в образовательном учреждении.
24. Психологическая безопасность и защищенность.
25. Психологическая безопасность и социальная среда.
26. Психологическая безопасность и угроза.
27. Проблема психологической безопасности образовательной среды.
28. Понятие о психологической безопасности личности в образовании.
29. Содержание культуры безопасности в образовательно учреждении.
30. Профилактическая направленность работы по обеспечению психологической безопасности в образовательном учреждении.
31. Основные опасности в образовательной среде образовательного учреждения.
32. Основные факторы риска в образовательном учреждении.
33. Основные угрозы в образовательной среде образовательного учреждения.
34. Принципы моделирования психологической безопасности образовательном учреждении.
35. Технологии создания безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.
36. Цели, содержание и принципы гуманитарной экспертизы образования.
37. Организация мониторинга психологической безопасности в образовательном учреждении.
38. Эмоциональная атмосфера в образовательном учреждении: угрозы, пути обеспечения психологической безопасности.
39. Условия обучения как фактор педагогического риска.
40. Информационная сторона образовательного процесса как фактор педагогического риска (учебная нагрузка).
41. Педагогическое общение, его деформации как фактор педагогического риска.
42. Психологический климат в коллективе как фактор педагогического риска.
43. Образовательный процесс как фактор педагогического риска для здоровья учащихся: поиски здоровьесберегающих технологий обучения.
44. Личностно-психологические характеристики участников педагогического процесса как фактор риска в образовательном учреждении.
45. Проблема сформированности социальных и практических навыков, умений и опыта у участников педагогического процесса как фактора риска в образовательной среде.
46. Информационно-психологическое воздействие на личность как угроза в образовательном учреждении.
47. Снижение референтной значимости образовательной среды как угроза участникам образовательной среды.
48. Психологическое насилие в образовательной среде как угроза.
49. Состояние удовлетворенности основными характеристиками педагогического взаимодействия, наличие условий личностного развития как угроза в образовательном учреждении.
50. Состояние психического здоровья как угроза в образовательном учреждении. Основные показатели психического здоровья.
51. Проблема соответствия уровня требований учебного предмета возможностям учащихся.
52. Когнитивно-ориентированное обучение как угроза психологической безопасности.
53. Проблема воздействия факторов образовательной среды на здоровье учащихся.
54. Проблема здоровья (психологического, физического) педагогов.
55. Психологические последствия насилия в образовательной среде.
56. Цели и задачи государственной психологической службы образования по обеспечению прав учащихся на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие.
57. Психологическое сопровождение ребенка в процессе школьного обучения.
58. Модели комфортной образовательной среды в практике современного образования.
59. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
60. Моделирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
5) Литература для подготовки:
а) основная литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999 (электронный ресурс в библиотеке кафедры по ссылке: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM# ).
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели, М., 1997.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М., 1998.
14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990 (электронный ресурс по ссылке: http://edu-lib.net/drugoe-2/unt-i-e-individualizatsiya-i-differentsi )
б) дополнительная литература:
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. М., 1989.
2. Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.
3.Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.
4. Белоусова А.К.Инновационноеобучение. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 1999.
5.Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 2003.
6. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов. //Вопр. психол.-1994.- №3.
7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991.
8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.
9. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред.шк. М., 1991.
10. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.
11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирного С.А. М. “Академия”, 1998
12. Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.
13. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998.
14. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991.
15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.,1995.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М., 1998.
17. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 9-45.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р/Д., 1995. С. 362-371.
19. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984.
20. Шмелёва И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века // Прикладная психология. -1999.- №1.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://edu.ru,
2. http://rospsy.ru,
3. http://informika.ru,
4. http://rsl.ru,
5. http://mon.gov.ru.