Регулирование рабочего времени педагогов
Особенности режима рабочего времени в образовательном учреждении
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) работников ОУ регулируется:
- статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) (далее – ТК РФ);
- пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ);
- постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – Постановление № 191) с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 01.02.2005 № 49 и от 09.06.2007 № 363.
Последние изменения в Постановлении № 191 позволили устранить различия в регулировании продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от места их работы (в ОУ или в других учреждениях и организациях).
Регулирование рабочего времени педагогов
Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).
Частью 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю. Однако это не означает, что у всех педагогических работников она одинаковая. В ч. 3 ст. 333 ТК РФ уточняется, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.
Соответственно "продолжительность рабочего времени не более 36 часов" – не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установлена педагогическим работникам Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ст. 333 ТК РФ, конкретная продолжительность рабочего времени, а равно и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы должны устанавливаться в зависимости от наименований должностей педагогических работников, а также от типов и видов ОУ.
При реализации положений этой статьи должны быть обеспечены принципы, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования в данном вопросе, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Первичным документом,на котором основывался дальнейший порядок нормирования труда учителей, был Декрет СНК от 20.06.1918 "О нормах оплаты учительского труда". В нем, в частности, было указано: "Установить месячную оплату учительского труда, принимая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю)".
В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.
Таким образом,норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени.
Позднее было принято решение компенсировать учителям старших классов дополнительные затраты рабочего времени на подготовку к занятиям, работу с родителями, а также на методическую работу, но не путем установления или увеличения доплат за такие обязанности, а путем снижения нормы урочной работы, поскольку перечисленная дополнительная работа стала неотъемлемой частью деятельности каждого учителя (в отличие от классного руководства, проверки письменных работ, заведования учебными кабинетами, мастерскими, учебно-опытными участками и т. д.).
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 09.04.1936 "О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам" одновременно с повышением ставок заработной платы учителей, учителям старших классов установленные ставки заработной платы стали выплачиваться не за 24 ч, а за 18 ч в неделю.
Таким образом, норма 18 ч в неделю за ставку стала условным расчетным показателем учета учительского труда, поскольку им было разрешено доплачивать за часы работы сверх нормы, установленной соответственно получаемой ставке. Данная мера была предпринята в связи с тем, что на высвободившуюся учебную нагрузку невозможно было подготовить требуемое количество учителей.
В дальнейшем дополнительная оплата за учебную нагрузку сверх установленной нормы вошла в порядок оплаты труда учителей, т. к. из-за невысокой заработной платы в ОУ постоянно испытывался дефицит кадров. К тому же было достаточно трудно обеспечить всех учителей одинаковой учебной нагрузкой в пределах установленной нормы (из-за разного количества часов по учебным планам в различных классах) и распределить часы преподавания одного и того же предмета в одном классе между разными учителями.
В целях соблюдения преемственности правового регулирования вопросов, связанных с социальными трудовыми правами, а также недопущения ухудшения положения работников сферы образования принятие всех последующих нормативных правовых актов, регулирующих рабочее время учителей, основывалось на тех же принципах.
В Постановлении № 191 нормированная продолжительность рабочего времени (30 или 36 ч работы в неделю) установлена педагогическим работникам, перечисленным в п. 1 приложения, а норма часов за одну ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год) – педагогическим работникам, указанным в п.п. 2 и 3 того же приложения.
Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку, – на основе ставок заработной платы.