Глава VI. Особенности психического развития человека. сец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — француз­ский живописец (1881-1973); Ци Б а й - Ш и — китайский живопи­сец (1860—1957); Куба Людвик —


сец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — француз­ский живописец (1881-1973); Ци Б а й - Ш и — китайский живопи­сец (1860—1957); Куба Людвик — чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечелино) - итальянский живописец (ок. 1476/ 77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе — итальянский компози­тор (1813—1901); Касальс Пабло — испанский виолончелист, ди­рижер (1876—1973); Стравинский Игорь Федорович - русский ком­позитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер — амери­канский актер, кинорежиссер, сценарист (1889—1977) и др.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обус­ловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К чис­лу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в об­щую структуру интеллекта как целостного образования, устойчи­во противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, по­лезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масш­табнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость твор­ческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятель­ности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Творческая деятельность в известной степени выступает в ка­честве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл — древнегреческий поэт, драматург (ок. 496—406 до н.э.); Гиппократ — древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учени­ем о темпераменте (ок. 460— ок. 370 до н.э.); Платон - древнегре­ческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр — арабский писатель (ок. 767-868).

А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алек­сей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвя­щены в основном кораблестроению и теории корабля, замеча­тельный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял го-

§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста271

рячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его учас­тии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956) — известный геолог и гео­граф, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Цен­тральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, по­священных этим регионам, а также научно-фантастических, при­ключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. стра­ниц); Герой Социалистического Труда, академик.

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят ак­тивный характер, реализуясь не только в разных формах профес­сиональной деятельности, но и в других социально значимых сфе­рах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потен­циальных возможностей личности в период геронтогенеза. Иссле­дование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребяч­ливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексиру-емой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности [17, с. 246, 247].

Очень многие люди относятся с большим интересом к вопро­сам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профес­сор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации «Личность, экология, мир», руково­дитель кругосветного ралли по всем континентам планеты - счи­тает, что при определении «рейтинга долголетия» необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостаре-ния, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, кото­рые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибио-старения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-пи­тьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и пси­хическое состояние; очищение организма и сон; социальное по-

Наши рекомендации