РАЗДЕЛ 1. Учебные материалы в помощь самостоятельному изучению курса

1. 1 Содержание курса « Введение в профессионально-педагогическую

специальность»

Тема 1. Образование в современном обществе: социокультурный контекст

Место и роль образования в современной культуре. Образование как характеристика формирующегося постиндустриального общества (информационное общество, общество знаний, общество услуг). Информация - знание-образование. Цели и ценности современного образования. Образование: социальное значение и личностный смысл. Образование как фактор личностного и профессионального развития человека. Практический смысл и самоценность образования для современного человека. Образование формальное, неформальное, информальное. Образование общее и профессиональное. Гуманитаризация современного образования. «Современный человек» (А.Инкельс) как образованный человек. Непрерывное образование: идея и реальность. Образование как сфера профессиональной деятельности людей

Тема 2. Педагогика и андрагогика - науки об образовании.

Педагогика и андрагогика в системе человекознания. Педагогика и андрагогика как сферы социальной практики. Основные современные категории педагогики и андрагогики(образование, обучение, воспитание, развитие, самоопределение, самореализация, взаимодействие, диалог). Проблемное поле педагогики и андрагогики. — Ребенок, подросток, юноша, взрослый как субъекты социализации, культурации, образования. Организация социокультурной среды как условие социализации и культурации. Социокультурный опыт и «авторская позиция» обучающегося. Способы обучения (современные стратегии, формы и методы образования) детей и взрослых

Тема 3 Профессия, специальность, специализация в сфере педагогической деятельности.

Понятия: профессия, специальность, специализация, квалификация. Основания классификации специальностей Разнообразие специализаций. Профессиональная деятельность педагога и андрагога: цели, ценности, содержание. Субъекты образовательного процесса. Профессиональный образ современного педагога. Виды педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие как основа учебно-воспитательного процесса в разных образовательных структурах. Андрагог как социальный посредник в различных видах взаимодействия со взрослыми.. Специфика взаимодействия со взрослыми. Сферы деятельности андрагога Организация андрагогом образования в условиях практической деятельности взрослых. Ценности и цели современного образования как ориентир деятельности педагога и андрагога: развитие нравственной и гражданской позиции, ориентация на образование в течение жизни обогащение системы знаний, развитие социальной и интеллектуальной активности, критичности мышления, рефлексивных умений и навыков. Творчество педагога и андрагога

Тема 4. Профессионально-педагогическая специальность: сущность, особенности, сфера реализации (профессионально-педагогические учебные заведения), перспективы развития.

Специфика профессионально-педагогической деятельности. Функции и эффекты профессионально-педагогической деятельности. Профессиональные учебные заведения. — Система школьной профориентации. Профильное обучение. Межшкольные производственные комбинаты. Система начального профессионального обучения. Особенности деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Средне-специа­льные учебные заведения. Деятельность преподавателя колледжа. Высшее профессиональное образование Учебная и исследовательская деятельность преподавателя вуза. Постдипломное профессиональное образование. Сфера образования взрослых (профессиональные учебные структуры. Учреждения просветительского типа, социальной поддержки населения, общественные движения и организации. Особенности деятельности андрагога. Пути развития профессионального образования. Закон об образовании РФ. Постановления правительства об образовании, в том числе и профессиональном. Концепции развития профессионального образования. Болонский процесс. Система профессионального образования за рубежом

Тема 5. Профессионально-значимые личностные качества специалиста: требования к деятельности как ориентиры саморазвития.

Направленность, компетентность, способности. Предрасположенность и готовность к профессионально-педагогической деятельности. Педагогические способности и их развитие. Акценнтуация характера. Оптимальные, допустимые и критические качества. Мотивация деятельности: направления развития. Профессионально-нравственные ориентиры. Гуманистическая ориентация. Профессиональная компетентность (психолого-педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность., интерпретативная компетентность.) Общая культура и эрудиция педагога и андрагога. Готовность к взаимодействию и диалогу. Коммуникативные способности и умения. Рефлексивные навыки. Профессионально-речевая культура педагога и андрагога. Педагогическое мастерство

Тема 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.

Социально-профессиональная позиция специалиста сферы образования: сущность и способы реализацииПонятие «социально-профессиональная позиция». Профессиональные ориентиры и установки - гуманистическая направленность, демократизм, ценностно-смысловое равенство субъектов образовательного процесса, личностно ориентированный подход, содействие развитию субъектности личности, диалогическое взаимодействие , психологическая безопасность образовательного процесса, проблемность в обучении, педагогическое проектирование. Эффекты образования как ориентиры деятельности педагога и андрагога. Специфика взаимодействия с обучающимися как содержание профессионально-ролевого поведения: педагог-предметник, педагог-воспитатель, педагог-мастер производственного обучения; педагог-менеджер, андрагог-аниматор и организатор образования, андрагог-фасилитатор, андрагог-лектор, андрагог-консультант и др. Авторская позиция. Творчество и новаторство педагога и андрагога, их исследовательская ориентация. Профессиональная этика: сущность и проблемы реализации. Профессиональный самоанализ и развитие профессиональной рефлексии. Самоэкспертиза.

Тема 7. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ: общая характеристика.

Понятия « образовательная программа» Классические и «неклассические» образовательные программы: образовательные программы традиционных учебных заведений, образовательные программы новых учреждений подготовки и переподотовки кадров, партий, общественных движений, центров национально-культурных обществ, радио и телевидения, газет и журналов, региональной и глобальной сети Интернет и т.д. Ориентация на спрос населения, вариативность, гибкость, различие сроков обучения образовательных программ. Образовательные услуги. Понятие « образовательный маршрут». Индивидуальные программы обучения Понятие « образовательные технологии». Ориентация на активность позиции субъектов образовательного процесса, на развитие креативности, критического мышления, самопонимания. Виды образовательных технологий. Модульное обучение. Дистанционное обучение. Инновационные технологии. Технологии самообразования

Тема 8. Педагог и андрагог как исследователи.

Исследовательская установка в обыденной жизни, в познании, в профессиональной деятельности. Рефлексивные процессы как основа исследовательской позиции в деятельности педагога и андрагога. Профессиональное самонаблюдение. Ориентация педагога и андрагога на образовательные цели и возможные эффекты образовательного процесса. Исследовательские методы в повседневной профессиональной практике: включенное наблюдение, монографическое изучение ( кейс-стади), тестирование ,методы опроса. Проектирование и конструирование при организации образовательного процесса. Специальное исследование в сфере педагогики и андрагогики: практикоориентированность, обобщение опыта, инновационные идеи

Тема 9. Профессиональная карьера и самореализация в сфере профессионального образования

Взаимодействие образования и рынка труда. Социально-профессиональная мобильность специалиста. «Вертикальная» и «горизонтальная» мобильность. Профессиональная карьера, самореализация, самоосуществление, саморазвитие: сущность понятий. Самообразование – основа профессионального саморазвития. Социальные гарантии. Социальная защита. Дифференцированная оплата. Единая тарифная сетка. Категория и разряд. Основная и дополнительная оплата. Социальное страхование

1.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Список рекомендуемой литературы

а) Основная литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.С.Роботовой. – М., 2007.

3. Иванов С.Н. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – СПб., 2002.

4. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‑ М., 2007.

5. Основы андрагогики / Под ред. И.А.Колесниковой. - М., 2003.

б) Дополнительная литература

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. – М., 2005.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., Екатеринбург, 2003.

8. ЗмеевС.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М., 2007.

9. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М., 2001.

10.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

11.Профессия – учитель: учеб. пособие / Под ред. А.С.Роботовой. - М., 2005.

12.Соколовская Е.А., Сухобская Г.С., Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. – СПБ, 2006.

13.Энциклопедия профессионального образования – Т .1-3. - М., 1998-1999.

14.Статьи в журнале «Специалист».

15.Статьи в журнале «Новые знания».

Литература для тех, кто хочет развить собственное мышление

1. Боно, Э. Генератор креативных идей, 62 софта для мозга / Э. Боне. — СПб.: Питер, 2008.

2. Боно, Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления: пер. с англ. / Э. Боне. — Мн.: ООО «Попурри», 2005.

3.Боно, Э. Параллельное мышление. От сократовского мышления к дебоновскому: пер. с англ. / Э. Боне. — Мн.: ООО «Попурри», 2007.

4. Бьюзен, Т. Научите себя думать: пер. с англ. / Т. Бьюзен. — Мн.: ООО « Попурри», 2008.

5. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления.-М.,2004

6. Макдональд, М. Научи свой мозг работать / М. Макдональд. — М.: Эксмо, 2009.

7. Микалко М. Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения.-СПб.,2009

8. Михалко, М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления / М. Михалко. — СПб.: Питер, 2009.

9.Надлер, Дж. Мышление полного спектра. Как преобразовать мир, начав с преобразования собственного мышления / Дж. Надлер, Ш. Хибино, Дж. Фаррелл. — Мн.: ООО « Попурри», 2001

Наши рекомендации