Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (могут быть допущенц 1—2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков пре. пинания.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но допускает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправляет их или, верно формулируя правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их примерами, при разборе делает единичные негрубые ошибки, допускает свободное изложение правила, но без искажения его содержания.
Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правило по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, отвечает недостаточно последовательно.
Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допускает грубые ошибки, не может исправить их даже с помощью учителя.
Отметка «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное незнание программного материала.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учета знаний и умений учащихся посредством текущих и итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос).
Чтение
При оценке чтения учитывается степень понимания прочитанного, техника и выразительность, умение работать с текстом.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
правильно читает (в подготовительном, первом полугодии I класса — плавно по слогам слова пройденных слоговых структур, во втором полугодии I класса — целыми словами, а трудные слова по слогам), не допускает искажений и перестановок звуков, слогов и слов (допуская не более 1—2 ошибок на замену звуков и нарушения структуры слова), повторы частей слова и слов, отчетливо произносит звуки и слова, правильно соблюдает ударения в словах (допускается не более 1—2 ошибок), паузы, нормы орфоэпического чтения (III—IV кл.), логическое ударение (III —V кл.) —в III классе после разбора текста учителем (исключение могут составить дети с дизартрией, ринолалией, алалией, осложненной заиканием);
соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения;
понимает прочитанный текст, уместно употребляет вновь усвоенные слова при работе над текстом;
умеет дать оценку событиям, героям произведений, правильно передать с помощью интонации мысли и чувства героев (III—
V кл.);
правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного
(подготовительный — I кл.), последовательно пересказывает прочитанный текст (II—V кл.);
умеет озаглавить часть прочитанного произведения (III—
V кл.); твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно (II—V кл.); выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
допускает при чтении не более 3—4 ошибок в словах (замену, перестановку, добавления, пропуски звуков, слогов, слов) или в выделении словесных и логических ударений, при соблюдении пауз, орфоэпического чтения;
соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения;
понимает текст прочитанного произведения или его частей, но недостаточно четко формулирует ответ, иногда неверно употребляет
слова;
умеет подробно (I—II кл.), сжато и выборочно (III—V кл.) пересказать содержание текста, но допускает 3—4 лексико-грамма-тнческие ошибки или упускает и включает несущественные детали, которые легко исправляет с помощью учителя;
допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко их самостоятельно исправляет;
выполняет требования по внеклассному чтению для данного года, но допускает неточности при назывании книг и воспроизведении их содержания по памяти.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
недостаточно владеет техникой чтения для данного класса (в подготовительном и I классах не усвоил плавное слоговое чтение, во Ц классе читает по слогам, в III—V классах читает отрывисто, недоетаточно выразительно), допускает 5—7 ошибок, повторы частей слова и слов, не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении;
имеет темп чтения на уровне предыдущего класса; Недостаточно точно понимает смысл прочитанного, неточно делит текст на логически законченные части, но с помощью учителя выполняет эти задания;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
требования по внеклассному чтению для данного года обучен выполняет при условии индивидуального ограниченного задания.
В подготовительном и I классах неудовлетворительная отмет по чтению не ставится.
Отметка «2» ставится ученику, если он:
читает отрывисто по слогам, с частым переходом на побуквенное чтение, допускает большое количество ошибок на замену слогов, перестаиоаку, повторы частей слова и слов;
не может выделить главную мысль прочитанного, при пересказе искажает содержание прочитанного.
В течение года учитель систематически проверяет темп чтения учащихся (не менее двух раз в год).
Примерные нормативы, учитываемые при определении темпа чтения в конце года (количество слов, прочитанных за одну минуту):
Для проверки чтения привлекается текст, доступный ребенку]
При оценке чтения учитываются индивидуальные возможности ребенка, форма и степень речевого дефекта и динамика продвижения в навыках чтения в течение года.
Допускается снижение нормативов беглого чтения по классам! у детей с тяжелой степенью дизартрии, с алалией, осложненной заиканием, с сенсорной алалией или афазией.
В начале каждого учебного года (I четверть) действуют нормативы предыдущего года обучения.
МАТЕМАТИКА
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задача курса математики в подготовительном, I—V классах — формировать у учащихся прочные навыки счета и решения текстовых арифметических задач, развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, обучать умению кратко, точно и ясно излагать свои мысли.
Главное содержание предлагаемой программы по математике составляют натуральные числа и нуль, четыре арифметических действия с целыми неотрицательными числами и важнейшие их свойства. На основе этих знаний формируется у учащихся осознанное и прочное усвоение устных и письменных вычислений.
Особое внимание уделяется вычислительным навыкам в табличных случаях, которые в начальной школе должны быть доведены до автоматизма.
Обучение по программе должно проходить в неразрывной связи с воспитанием учащихся. Занятия математикой должны содействовать формированию у детей основ научного мировоззрения, высокого чувства патриотизма и любви к Родине.
Программа предусматривает ознакомление с математическими понятиями на конкретном жизненно практическом материале. Это закладывает основу правильного понимания связи между наукой и
практикой.
Уроки математики должны способствовать организации деятельности учеников, воспитывать у них работоспособность, настойчивость в преодолении трудностей.
Необходимо обучать младших школьников на уроках математики приемам самостоятельной работы, формировать у детей навыки самоконтроля.
Программа по математике предоставляет учителю широкие возможности для выбора различных методических путей и приемов изложения учебного материала, позволяющих активизировать познавательную, деятельность учеников, способствующих сознательному усвоению детьми математических знаний, а также умению применять приобретенные знания в разнообразных условиях при решении как учебных, так и практических задач.
На изучение математики отводится; в подготовительном и 1 классах —по 4 ч, во II, III, IV классах —по 6 ч, в V классе—по 7 ч в неделю.
Начальный курс математики предусматривает постепенное расширение области изучаемых чисел: в подготовительном классе рассматриваются числа от 1 до 10, в 1 классе от 1 до 20, во 2 классе-от 1 до 100, в 3 классе изучаются числа в пределах 1000, в 4 и 5 классах – в пределах 1 000 000.
Большое значение придается в программе формированию простраиственных представлений. На начальном этапе обучения детиовладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Развитие пространственных представлений идет в связи с изучением чисел и арифметических действий. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел натуральной последовательности. Особо выделяются — порядка: перед—после – между и т.д. геометричесю фигуры служат счетным материалом, а затем они используются качестве иллюстрации к рассматриваемым арифметическим задачам.
Важное место в обучении математике занимает формирована геометрических представлений. Младшие школьники должны ума распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и окружающих предметах, научиться моделировать простейшие геометрические фигуры.
В ходе практических работ у детей формируются умения измерять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находнтщ сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).
Изучение натуральных чисел и нуля, формирование мэтематщ ческих понятий связывается в программе с решением задач.
Программой каждого года обучения предусмотрены простые арифметические задачи, которые являются важным средством усвоения многих математических понятий.
В процессе работы над простыми задачами'у учеников должны быть сформированы умения, способствующие постепенному овладению анализом if решением сложных задач. Дети должны осоэв нанно выделять в задаче ее составные части, восстанавливать ситуацию, изложенную в задаче, иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа. Особо следует остановиться на значении вопроса задачи. С этой целью используются разнообразные упражнения, например предусматриваются задачи с одними и теми же данными, но с разными вопросами, что приводит к выбору различных арифметических действий.
В ходе обучения учащиеся должны встречаться с простыми задачами различных видов. Это исключит возможность выработки штампов в решении задач.
В подготовительном и I классах решаются простые задачи. В программу II класса вводятся несложные составные задачи. В III—V классах сложность рассматриваемых задач постепенно 1 возрастает.
При обучении решению арифметических задач необходимо научить младших школьников приемам самостоятельной работы.
Дети должны научиться правильно читать текст задачи, вычленять известные и неизвестные величины, контролировать себя привыборе арифметических действий и установлении их последовательности для ответа на вопрос задачи, а также точно пояснять выполненные действия, составлять (устно) полный ответ на вопрос задачи.
Ученики должны уметь составлять по задаче выражение и вычислять его значение.
В работе над задачами важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по заданиям учителя. При этом привлекался различный наглядный и практический материал, используются коллективные и индивидуальные формы работы. Требования к. содержанию задач усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей. Самостоятельное составление задач способствует осознанному анализу структуры задач различных видов, активизирует отбор необходимых языковых средств, развивает творческое воображение детей, расширяет их кругозор.
Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики в подготовительном, I—V классах fipo-водятся в течение 5—10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях, предусмотренные программой каждого класса.
Учитель должен не только познакомить детей с различными приемами устных вычислений, но и создать у них установку на запоминание результатов табличного сложения (вычитания) и умножения (деления).
В программе большое внимание уделяется усвоению приемов письменных вычислений. Начиная со II класса дети обучаются приемам письменных вычислений при изучении сложения и вычитания в пределах 100. К концу V класса у детей должны быть сформированы навыки письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении на однозначное, дву-значное и трехзначное число и делении на однозначное и двузначное число в пределах 1 000 000. При этом особое значение придается усвоению правил порядка выполнения действий.
Программа предусматривает изучение различных величин и способов их измерения на протяжении всего начального обучения в связи с постепенным расширением области рассматриваемых чисел и последовательным введением новых единиц измерения.
В V классе все изученные единицы измерения величин приводятся в систему.
Дети в процессе начального обучения овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для измерения величин, усваивают соотношение между рассматриваемыми единицами (длины, площади, массы, времени).
Программой предусмотрено создание условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математике. Формируются такие понятия, как «числовое выражение», «числовое равенство и неравенство». Начиная с III класса вводятся элементы буквенной символики на примере простейших выражений и простейшие уравнения вида х + 2=10, 5 + х=8, х—3 = 6, 10—х=2, х*2=12, 20:х = 5, х : 3=4, 6*х=18, решаемые методом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий. В IV—V классах рассматриваются уравнения с использованием чисел в пределах 1 000.
При обучении математике активизируются межпредметные связи. Например, в целях усвоения лексического значения нужных слов устанавливается связь с уроками развития речи. Овладению правильного называния чисел и терминов могут способствовать уроки произношения.
Усвоение знаний, умений и навыков по математике осуществляется в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения домашних заданий. Предлагаемые задания должны быть доступными для выполнения их детьми. Домашние задания вводятся со 2-го года обучения.
На уроках учителя не должны допускать перегрузки учебным материалом. В связи с этим следует проводить одну-две физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление. Большая роль в этом принадлежит игровой деятельности детей на уроках математики, в особенности в подготовительном, I и II классах. Использование игры и ее элементов способствует усвоению программного материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Важно также иметь в виду, что некоторые игры математического содержания используются затем во внеклассных занятиях.
Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное.
В программе определены четкие требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике к концу каждого года обучения (в V классе определен уровень знаний и умений, необходимый для преемственной связи с курсом математики VI класса).
ПРОГРАММА