Оценка устных ответов по грамматике и правописанию

Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (могут быть допущенц 1—2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами распознает в предложенном тексте изученные грамматические яв­ления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков пре. пинания.

Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соот­ветствует требованиям, установленным для отметки «5», но допус­кает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправ­ляет их или, верно формулируя правила, допускает отдельные не­точности в подтверждении их примерами, при разборе делает еди­ничные негрубые ошибки, допускает свободное изложение правила, но без искажения его содержания.

Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правило по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, затрудняется самостоятельно под­твердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, отве­чает недостаточно последовательно.

Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее суще­ственные части изученного материала, при ответе допускает гру­бые ошибки, не может исправить их даже с помощью учителя.

Отметка «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное не­знание программного материала.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

За четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учета знаний и умений учащихся по­средством текущих и итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос).

Чтение

При оценке чтения учитывается степень понимания прочитан­ного, техника и выразительность, умение работать с текстом.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

правильно читает (в подготовительном, первом полугодии I класса — плавно по слогам слова пройденных слоговых структур, во втором полугодии I класса — целыми словами, а трудные слова по слогам), не допускает искажений и перестановок звуков, сло­гов и слов (допуская не более 1—2 ошибок на замену звуков и нарушения структуры слова), повторы частей слова и слов, отчет­ливо произносит звуки и слова, правильно соблюдает ударения в словах (допускается не более 1—2 ошибок), паузы, нормы орфо­эпического чтения (III—IV кл.), логическое ударение (III —V кл.) —в III классе после разбора текста учителем (исключение могут составить дети с дизартрией, ринолалией, алалией, ослож­ненной заиканием);

соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обу­чения;

понимает прочитанный текст, уместно употребляет вновь ус­военные слова при работе над текстом;

умеет дать оценку событиям, героям произведений, правильно передать с помощью интонации мысли и чувства героев (III—

V кл.);

правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного

(подготовительный — I кл.), последовательно пересказывает про­читанный текст (II—V кл.);

умеет озаглавить часть прочитанного произведения (III—

V кл.); твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно (II—V кл.); выполняет требования по внеклассному чтению для данного го­да обучения.

Отметка «4» ставится ученику, если он:

допускает при чтении не более 3—4 ошибок в словах (замену, перестановку, добавления, пропуски звуков, слогов, слов) или в выделении словесных и логических ударений, при соблюдении пауз, орфоэпического чтения;

соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обу­чения;

понимает текст прочитанного произведения или его частей, но недостаточно четко формулирует ответ, иногда неверно употребляет

слова;

умеет подробно (I—II кл.), сжато и выборочно (III—V кл.) пересказать содержание текста, но допускает 3—4 лексико-грамма-тнческие ошибки или упускает и включает несущественные детали, которые легко исправляет с помощью учителя;

допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко их самостоятельно исправляет;

выполняет требования по внеклассному чтению для данного го­да, но допускает неточности при назывании книг и воспроизведе­нии их содержания по памяти.

Отметка «3» ставится ученику, если он:

недостаточно владеет техникой чтения для данного класса (в подготовительном и I классах не усвоил плавное слоговое чтение, во Ц классе читает по слогам, в III—V классах читает отрывисто, недоетаточно выразительно), допускает 5—7 ошибок, повторы ча­стей слова и слов, не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении;

имеет темп чтения на уровне предыдущего класса; Недостаточно точно понимает смысл прочитанного, неточно де­лит текст на логически законченные части, но с помощью учителя выполняет эти задания;

обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста;

требования по внеклассному чтению для данного года обучен выполняет при условии индивидуального ограниченного задания.

В подготовительном и I классах неудовлетворительная отмет по чтению не ставится.

Отметка «2» ставится ученику, если он:

читает отрывисто по слогам, с частым переходом на побуквенное чтение, допускает большое количество ошибок на замену слогов, перестаиоаку, повторы частей слова и слов;

не может выделить главную мысль прочитанного, при пересказе искажает содержание прочитанного.

В течение года учитель систематически проверяет темп чтения учащихся (не менее двух раз в год).

Примерные нормативы, учитываемые при определении темпа чтения в конце года (количество слов, прочитанных за одну минуту):

Для проверки чтения привлекается текст, доступный ребенку]

При оценке чтения учитываются индивидуальные возможности ребенка, форма и степень речевого дефекта и динамика продвиже­ния в навыках чтения в течение года.

Допускается снижение нормативов беглого чтения по классам! у детей с тяжелой степенью дизартрии, с алалией, осложненной заиканием, с сенсорной алалией или афазией.

В начале каждого учебного года (I четверть) действуют нор­мативы предыдущего года обучения.

МАТЕМАТИКА

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача курса математики в подготовительном, I—V классах — формировать у учащихся прочные навыки счета и решения тексто­вых арифметических задач, развивать мышление, память, внима­ние, творческое воображение, наблюдательность, обучать умению кратко, точно и ясно излагать свои мысли.

Главное содержание предлагаемой программы по математике составляют натуральные числа и нуль, четыре арифметических действия с целыми неотрицательными числами и важнейшие их свойства. На основе этих знаний формируется у учащихся осознан­ное и прочное усвоение устных и письменных вычислений.

Особое внимание уделяется вычислительным навыкам в таблич­ных случаях, которые в начальной школе должны быть доведены до автоматизма.

Обучение по программе должно проходить в неразрывной свя­зи с воспитанием учащихся. Занятия математикой должны содей­ствовать формированию у детей основ научного мировоззрения, высокого чувства патриотизма и любви к Родине.

Программа предусматривает ознакомление с математическими понятиями на конкретном жизненно практическом материале. Это закладывает основу правильного понимания связи между наукой и

практикой.

Уроки математики должны способствовать организации дея­тельности учеников, воспитывать у них работоспособность, настой­чивость в преодолении трудностей.

Необходимо обучать младших школьников на уроках матема­тики приемам самостоятельной работы, формировать у детей навы­ки самоконтроля.

Программа по математике предоставляет учителю широкие воз­можности для выбора различных методических путей и приемов изложения учебного материала, позволяющих активизировать по­знавательную, деятельность учеников, способствующих сознательно­му усвоению детьми математических знаний, а также умению применять приобретенные знания в разнообразных условиях при решении как учебных, так и практических задач.

На изучение математики отводится; в подготовительном и 1 классах —по 4 ч, во II, III, IV классах —по 6 ч, в V классе—по 7 ч в неделю.

Начальный курс математики предусматривает постепенное рас­ширение области изучаемых чисел: в подготовительном классе рассматриваются числа от 1 до 10, в 1 классе от 1 до 20, во 2 классе-от 1 до 100, в 3 классе изучаются числа в пределах 1000, в 4 и 5 классах – в пределах 1 000 000.

Большое значение придается в программе формированию простраиственных представлений. На начальном этапе обучения детиовладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Развитие пространственных представлений идет в связи с изучением чисел и арифметических действий. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел натуральной последовательности. Особо выделяются — порядка: перед—после – между и т.д. геометричесю фигуры служат счетным материалом, а затем они используются качестве иллюстрации к рассматриваемым арифметическим задачам.

Важное место в обучении математике занимает формирована геометрических представлений. Младшие школьники должны ума распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и окружающих предметах, научиться моделировать простейшие геометрические фигуры.

В ходе практических работ у детей формируются умения изме­рять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находнтщ сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).

Изучение натуральных чисел и нуля, формирование мэтематщ ческих понятий связывается в программе с решением задач.

Программой каждого года обучения предусмотрены простые арифметические задачи, которые являются важным средством ус­воения многих математических понятий.

В процессе работы над простыми задачами'у учеников должны быть сформированы умения, способствующие постепенному овла­дению анализом if решением сложных задач. Дети должны осоэв нанно выделять в задаче ее составные части, восстанавливать ситуацию, изложенную в задаче, иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа. Особо следует остановиться на значении вопроса задачи. С этой целью используются разнообраз­ные упражнения, например предусматриваются задачи с одними и теми же данными, но с разными вопросами, что приводит к выбору различных арифметических действий.

В ходе обучения учащиеся должны встречаться с простыми за­дачами различных видов. Это исключит возможность выработки штампов в решении задач.

В подготовительном и I классах решаются простые задачи. В программу II класса вводятся несложные составные задачи. В III—V классах сложность рассматриваемых задач постепенно 1 возрастает.

При обучении решению арифметических задач необходимо научить младших школьников приемам самостоятельной работы.

Дети должны научиться правильно читать текст задачи, вычленять известные и неизвестные величины, контролировать себя привыборе арифметических действий и установлении их последовательности для ответа на вопрос задачи, а также точно пояснять выполненные действия, составлять (устно) полный ответ на вопрос задачи.

Ученики должны уметь составлять по задаче выражение и вычислять его значение.

В работе над задачами важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по заданиям учителя. При этом привлека­лся различный наглядный и практический материал, используют­ся коллективные и индивидуальные формы работы. Требования к. содержанию задач усложняются постепенно с учетом индивидуаль­ных особенностей детей. Самостоятельное составление задач способствует осознанному анализу структуры задач различных видов, активизирует отбор необходимых языковых средств, разви­вает творческое воображение детей, расширяет их кругозор.

Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики в подготовительном, I—V классах fipo-водятся в течение 5—10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях, предусмотренные программой каждого класса.

Учитель должен не только познакомить детей с различными при­емами устных вычислений, но и создать у них установку на запо­минание результатов табличного сложения (вычитания) и умно­жения (деления).

В программе большое внимание уделяется усвоению приемов письменных вычислений. Начиная со II класса дети обучаются приемам письменных вычислений при изучении сложения и вычи­тания в пределах 100. К концу V класса у детей должны быть сформированы навыки письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении на однозначное, дву-значное и трехзначное число и делении на однозначное и двузнач­ное число в пределах 1 000 000. При этом особое значение придает­ся усвоению правил порядка выполнения действий.

Программа предусматривает изучение различных величин и способов их измерения на протяжении всего начального обучения в связи с постепенным расширением области рассматриваемых чисел и последовательным введением новых единиц измерения.

В V классе все изученные единицы измерения величин приводятся в систему.

Дети в процессе начального обучения овладевают элементар­ными умениями и навыками, необходимыми для измерения вели­чин, усваивают соотношение между рассматриваемыми единицами (длины, площади, массы, времени).

Программой предусмотрено создание условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математике. Формируются такие понятия, как «числовое выражение», «числовое равенство и неравенство». Начиная с III класса вводятся элементы буквенной символики на примере простейших выражений и простейшие уравнения вида х + 2=10, 5 + х=8, х—3 = 6, 10—х=2, х*2=12, 20:х = 5, х : 3=4, 6*х=18, решаемые методом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий. В IV—V классах рассматриваются уравнения с использованием чисел в пределах 1 000.

При обучении математике активизируются межпредметные связи. Например, в целях усвоения лексического значения нужных слов устанавливается связь с уроками развития речи. Овладению правильного называния чисел и терминов могут способствовать уроки произношения.

Усвоение знаний, умений и навыков по математике осуществля­ется в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения домашних заданий. Предлагаемые задания должны быть доступными для выполнения их детьми. Домашние задания вводятся со 2-го го­да обучения.

На уроках учителя не должны допускать перегрузки учебным материалом. В связи с этим следует проводить одну-две физкульт­минутки, способствующие разрядке и снимающие утомление. Боль­шая роль в этом принадлежит игровой деятельности детей на уро­ках математики, в особенности в подготовительном, I и II классах. Использование игры и ее элементов способствует усвоению про­граммного материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Важно также иметь в виду, что некоторые игры математиче­ского содержания используются затем во внеклассных занятиях.

Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное.

В программе определены четкие требования к знаниям, умени­ям и навыкам учащихся по математике к концу каждого года обу­чения (в V классе определен уровень знаний и умений, необходи­мый для преемственной связи с курсом математики VI класса).

ПРОГРАММА

Наши рекомендации