Развитие слухового внимания
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Направления работы:
v Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
v Дифференциация неречевых звуков.
v Дифференциация тихих и громких звуков.
v Развитие умения определять направление и источник звука.
v Развитие умения локализовать звук в пространстве.
v Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.
v Дифференциация звукоподражаний.
v Развитие умения локализовать и узнавать голос.
v Дифференциация неречевых и речевых звуков.
v Развитие умения отличать голоса различной громкости.
v Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
v Развитие речевой памяти.
v Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.
ЗАДАНИЯ
Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.
v Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.
v Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
v Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма-Шина, летит самолет и т.п.
v Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
v Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для] детей.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
v Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
v Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
ПУСКОВОЙ МОМЕНТ
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.
Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают — он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Н и в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приемы, структурно организованные в следующие блоки:
диалог,
имитация и звукоподражание,
стихи,
чтение.
Каждый блок содержит систему постепенно усложняющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интересы и предпочтения.
Активное участие ребенка возможно, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.
Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравятся ему.
Диалог
Основной «пусковой» момент появления речи — общение.
Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.
Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
Что помогает развитию диалога?
Инсценировки
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
ЗАДАНИЕ
☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:
— Девица, девица, Сходи за водицей! — Я боюсь волка. —Волк на работе, Сова на болоте. (Русская народная потешка) | САПОЖНИК — Был сапожник? — Был. — Шил сапожник? — Шил. — Для кого сапожки? — Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера) |
ЕЖИК — Что ж ты, Еж, такой колючий? — Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер) | КИСКИНО ГОРЕ Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер) |
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА — Кисонька-мурысонька, Где была? — На мельнице. — Кисонька-мурысонька, Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? — Одна! — Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка) | КОТОРЫЙ ЧАС? — Двенадцать бьет. — Кто вам сказал? — Знакомый кот. — А мышка где? — В своем гнезде. — Чем занята? — Штанишки шьет. — Кому? — Супругу своему. — А кто ее супруг? — Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус) |
ЛИСА И КРОТ — Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход! — Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер) | СКРУТ -Кто живет под потолком? -Гном. -У него есть борода? -Да. -И манишка, и жилет? -Нет. - Как встает он по утрам? Сам. - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь. - Кто с ним утром кофе пьет? -Кот. -И давно он там живет? -Год. -Ну, а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает? Да? -Ни-ког-да! (С. Черный) |
НУИ МЫШОНОК — Мам! — сказал Мышонок. — Дай-ка мне вина. — ЧТО-О? — сказала Мышка. — Вот тебе и на! — Ну, — сказал Мышонок, — Дай хотя бы пива! — Фу, — сказала Мышка, — Фу, как некрасиво! — Пить-то мне охота, Ма-мо-чка! — На тебе, Мышонок, Молочка. — (Б. Заходер) | ХУДОЖНИК В уголке сидела мышка, Грызла сладкую коврижку, Запивала молоком, Заедала крендельком. Взял я толстую тетрадь, Чтобы мышь нарисовать, Но тотчас она сбежала — Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко, Не придет — примусь за кошку. (В. Лунин) |
ТИМ И ТОМ — Постой на задних лапах, Тим! — Сказал собачке Том. Но Тим и глазом не моргнул На коврике своем. Держа конфету на носу, Том перед ним прошел. Но Тим по-прежнему сидел И ухом не повел. Тогда конфету бросил Том На мокрый, черный нос, И вмиг схватил И проглотил Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина) | КТО ДОМА? «Замок. Все ясно: никого нет дома» — Такое рассуждение вам знакомо? А важно ли, что на дверях замок? Из-под кровати проворчал щенок. — Ничуть! — сказал котенок на ковре. — Ничуть! — мышонок пропищал в норе. — Ничуть! — шепнула муха на стене. — Ничуть! — вздохнула бабочка в окне. — Ничуть! — сказал паук на потолке. — Ничуть! — пропел сверчок на чердаке. — Что за нелепость: «Дома — никого?» Да все мы дома, Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина) |
ЛИС И МЫШОНОК — Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный? —Землю копал. —Для чего землю копал? — Норку делал. —Для чего норку делал? —От тебя, Лис, прятался. —Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! —А у меня в норке спаленка. —Кушать захочешь — вылезешь! —А у меня в норке кладовочка. —Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю. —А я от тебя в отнорочек — и был таков! (В.Бианки) |
Рекомендуется инсценировать сказки В. Сутеева, Н. Носова, Б. Житкова, В. Гаршина, В. Бианки.
Вопросы
Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п.
Первая серия вопросовпредполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:
Хочешь есть?
Идем спать?
Давай играть?
Дать тебе сок?
Будешь смотреть телевизор?
Ты не замерз?
Видишь машину?
Вторая серия вопросов— усложненный вариант игры «да — нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серияпредполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).
На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.
При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображениями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.
Четвертая серия— вопрос Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?
Пятая серия вопросовнаправлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
Команды
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественным образом.
Напоминаем:
Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистические реакции — плач, крик, отказ от общения или игры.
Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяй и пр.
Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.
Домашний театр
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
ЗАДАНИЯ
v «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
v Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай — холодный или теплый? Что тебе дать — печенье или конфетку?
v «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.