Тема 6.3. Основы развивающего обучения.

Основные понятия и термины по теме: зона актуального развития, зона ближайшего развития, специфику развития в процессе обучения по Л.С. Выготскому.

План изучения темы:

1. Развитие в процессе обучения.

2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

3. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Краткое изложение теоретических вопросов

1. Зона ближайшего развития - зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы учебной деятельности, обеспечивающие развитие мышления, речи, памяти, воображения и других психических функций.

Зона актуального развития - зона предметного содержания, в которой учащиеся уже овладели методами и формами учебной деятельности и, прежде всего, методами творческой деятельности.

Л.С. Выготский сделал следующие выводы:

1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

И потому Л.С. Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка).

2. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

3. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Особенности развивающего обучения:

- решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности;

- педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы;

- ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.

Практическое занятие

Тема «Основы развивающего обучения»

Цель: формировать умение анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления.

Порядок выполнения (рекомендации):

5. Внимательно прочитайте задание.

6. Ознакомьтесь с предложенной ниже литературой.

7. На основе изучения литературных источников и поисковых систем Интернет выделите линии сравнения традиционного и развивающего обучения. Составьте таблицу «Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения».

Задание:

Осуществите сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения. Составьте таблицу.

Образец выполнения и оформления:

«Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения»

Традиционное обучение Линии сравнения Развивающее обучение
Знания сообщаются педагогом Особенности получения новых знаний Получение новых знаний при совместной деятельности педагога и воспитанников; получение знаний путем решения проблемных задач.
Особенности осуществления оценки деятельности или ее результата

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. каковы определения понятий: зона актуального развития, зона ближайшего развития? В чем специфика развития в процессе обучения?

2. В чем заключается специфика системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова?

Наши рекомендации