Портфолио учащегося 9-11 класса ГОУ школы № 51
Портфолио учащегося
Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами. Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.
Основные цели портфолио:
1. Отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
2. Активизация разноплановой деятельности учащихся, повышение образовательной активности школьников;
3. Прогнозирование траектории личностного развития ребенка;
4. Индивидуализация образования.
Основные задачи портфолио:
1. Формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
2. Формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
3. Расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития учащихся;
4. Организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
5. Расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании;
6. Развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности учащихся.
Порядок работы с портфолио:
Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей.
Ученик:
1. Самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
2. Самостоятельно оценивает свои результаты;
3. Самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;
4. Сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Учитель:
1. Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность , обучение основам ведения портфолио;
2. Является организатором деятельности в данном направлении: организует в классе выставки и презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах различной направленности и уровней;
3. Способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
4. Отслеживает индивидуальное развитие учащихся.
Родители:
1. Помогают в заполнении портфолио;
2. Осуществляют контроль за наполнением портфолио.
Требования к оформлению портфолио:
1. Систематичность и регулярность;
2. Достоверность сведений, представленных в портфолио;
3. Аккуратность и эстетичность оформления;
4. Разборчивость при ведении записей;
5. Целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
6. Наглядность;
7. Наличие оглавления, эпиграфа (личного девиза).
Портфолио учащегося 5-8 класса ГОУ школы № 51
Титульный лист (обложка)
Содержание (оглавление)
3. Раздел 1 «Общая информация»:
- личные данные учащегося (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фото)
- автобиография (рассказ о себе, своей семье и т.д.);
- эссе о своих увлечениях, интересах и т.д.;
- результаты проведенного учащимся самоанализа;
- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений (краткосрочные и долгосрочные планы образования, жизни и т.д.)
4. Раздел 2 «Портфолио документов»:
- табели успеваемости (копии личного дела, выписки из журнала, копии дневников прошлых лет обучения);
- грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.;
- результаты итоговой и промежуточной аттестации учащегося;
- другие документы, подтверждающие индивидуальные достижения учащегося в различных видах деятельности.
5. Раздел 3 «Портфолио работ»:
- доклады и рефераты учащегося (вне школьной программы);
- проектные работы учащегося;
- исследовательские работы учащегося;
- описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся (вне школьной программы);
- результаты технического творчества учащегося;
- описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;
- статьи учащегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
- сочинения учащегося (вне школьной программы);
- работы по искусству;
- сведения о посещении учащимся театров, концертов, выставок, экскурсий;
- аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьных конференциях, семинарах;
- различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная;
- сведения о занятиях учащегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
- таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности;
- сведения об общественной деятельности учащегося;
- спортивные достижения;
- сведения о посещении учащимся факультативных занятий;
- сведения об изучении учащимся информационных технологий;
- сведения о книгах, статьях, журналах, прочитанных учащимся;
- сведения о газетах, журналах, читаемых и выписываемых в семье учащегося;
- сведения о просмотренных учащимся мультфильмах, фильмах, познавательных телевизионных передачах.
6. Раздел 4 «Портфолио отзывов»:
- характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные педагогами, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, родителями, самим учащимся;
- заключения о качестве выполненных работ;
- рецензии;
- резюме с оценкой собственных достижений;
- рекомендательные письма;
- эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- благодарственные письма из различных органов и организаций.
7. Раздел 5 «Приложение»:
-фотографии.
Портфолио учащегося 9-11 класса ГОУ школы № 51
Титульный лист (обложка)
Содержание (оглавление)
3. Раздел 1 «Общая информация»:
-личные данные учащегося (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фото)
- автобиография (рассказ о себе, своей семье и т.д.);
- эссе о своих увлечениях, интересах и т.д.;
- самоанализ планов и интересов;
- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений (краткосрочные и долгосрочные планы образования, жизни и т.д.)
4. Раздел 2 «Портфолио документов»:
№ | Название официального документа | Время и место его получения |
Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д., допускается представление копий документов.
5. Раздел 3 «Элективные курсы»:
1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.
2. «Зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору (или прилагается копия):
п/п | Название курса | Его объем | Количество посещенных часов | Ориентир на профиль |
Дополнительная деловая информация (владение иностр. языками, компьютером, вождение автомобиля и т. д.) ___________________________________________________________________
Интересы, предпочтения, хобби и т. д.:__________________________________________________
Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы: ________________________
6. Раздел 4 «Олимпиады»:
Уровень (международная, всероссийская, областная, районная, городская, школьная) | Предмет | Занятое место, участие | Подпись ответственного лица |
7. Раздел 5 «Конкурсы» (сочинений, творческих работ, …):
Портфолио работ может включать в себя:
• проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде);
• техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
• работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, школьный) | Название конкурса | Занятое место, участие | Подпись ответственного лица |