Портфолио учащегося 9-11 класса ГОУ школы № 51

Портфолио учащегося

Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами. Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.

Основные цели портфолио:

1. Отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;

2. Активизация разноплановой деятельности учащихся, повышение образовательной активности школьников;

3. Прогнозирование траектории личностного развития ребенка;

4. Индивидуализация образования.

Основные задачи портфолио:

1. Формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;

2. Формирование и поддержка учебной мотивации школьников;

3. Расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития учащихся;

4. Организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;

5. Расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании;

6. Развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности учащихся.

Порядок работы с портфолио:

Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей.

Ученик:

1. Самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;

2. Самостоятельно оценивает свои результаты;

3. Самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;

4. Сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Учитель:

1. Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность , обучение основам ведения портфолио;

2. Является организатором деятельности в данном направлении: организует в классе выставки и презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах различной направленности и уровней;

3. Способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;

4. Отслеживает индивидуальное развитие учащихся.

Родители:

1. Помогают в заполнении портфолио;

2. Осуществляют контроль за наполнением портфолио.

Требования к оформлению портфолио:

1. Систематичность и регулярность;

2. Достоверность сведений, представленных в портфолио;

3. Аккуратность и эстетичность оформления;

4. Разборчивость при ведении записей;

5. Целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

6. Наглядность;

7. Наличие оглавления, эпиграфа (личного девиза).

Портфолио учащегося 5-8 класса ГОУ школы № 51

Титульный лист (обложка)

Содержание (оглавление)

3. Раздел 1 «Общая информация»:

- личные данные учащегося (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фото)

- автобиография (рассказ о себе, своей семье и т.д.);

- эссе о своих увлечениях, интересах и т.д.;

- результаты проведенного учащимся самоанализа;

- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений (краткосрочные и долгосрочные планы образования, жизни и т.д.)

4. Раздел 2 «Портфолио документов»:

- табели успеваемости (копии личного дела, выписки из журнала, копии дневников прошлых лет обучения);

- грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.;

- результаты итоговой и промежуточной аттестации учащегося;

- другие документы, подтверждающие индивидуальные достижения учащегося в различных видах деятельности.

5. Раздел 3 «Портфолио работ»:

- доклады и рефераты учащегося (вне школьной программы);

- проектные работы учащегося;

- исследовательские работы учащегося;

- описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся (вне школьной программы);

- результаты технического творчества учащегося;

- описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;

- статьи учащегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;

- сочинения учащегося (вне школьной программы);

- работы по искусству;

- сведения о посещении учащимся театров, концертов, выставок, экскурсий;

- аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьных конференциях, семинарах;

- различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная;

- сведения о занятиях учащегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

- таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности;

- сведения об общественной деятельности учащегося;

- спортивные достижения;

- сведения о посещении учащимся факультативных занятий;

- сведения об изучении учащимся информационных технологий;

- сведения о книгах, статьях, журналах, прочитанных учащимся;

- сведения о газетах, журналах, читаемых и выписываемых в семье учащегося;

- сведения о просмотренных учащимся мультфильмах, фильмах, познавательных телевизионных передачах.

6. Раздел 4 «Портфолио отзывов»:

- характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные педагогами, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, родителями, самим учащимся;

- заключения о качестве выполненных работ;

- рецензии;

- резюме с оценкой собственных достижений;

- рекомендательные письма;

- эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

- благодарственные письма из различных органов и организаций.

7. Раздел 5 «Приложение»:

-фотографии.

Портфолио учащегося 9-11 класса ГОУ школы № 51

Титульный лист (обложка)

Содержание (оглавление)

3. Раздел 1 «Общая информация»:

-личные данные учащегося (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фото)

- автобиография (рассказ о себе, своей семье и т.д.);

- эссе о своих увлечениях, интересах и т.д.;

- самоанализ планов и интересов;

- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений (краткосрочные и долгосрочные планы образования, жизни и т.д.)

4. Раздел 2 «Портфолио документов»:

Название официального документа Время и место его получения
     
     

Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тести­рования и т. д., допускается представление копий докумен­тов.

5. Раздел 3 «Элективные курсы»:

1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготов­ки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные уча­щимся.

2. «Зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору (или прилагается ко­пия):

п/п Название курса Его объем Количество посещенных часов Ориентир на профиль
         
         

Дополнительная деловая информация (владение иностр. языками, компьютером, вождение автомобиля и т. д.) ___________________________________________________________________

Интересы, предпочтения, хобби и т. д.:__________________________________________________

Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы: ________________________

6. Раздел 4 «Олимпиады»:

Уровень (международная, всероссийская, областная, районная, городская, школьная) Предмет Занятое место, участие Подпись ответственного лица
       
       

7. Раздел 5 «Конкурсы» (сочинений, творческих работ, …):

Портфолио ра­бот может включать в себя:

• проектные работы (тема проекта, описание работы, текст ра­боты в печатном виде);

• техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);

• работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется уча­стие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);

Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, школьный) Название конкурса Занятое место, участие Подпись ответственного лица
       
       

Наши рекомендации