Какие виды взысканий не применяются за нарушение трудовой дисциплины, согласно Трудовому кодексу РФ

а) предупреждение;

б) замечание;

в) выговор;

г) увольнение.

Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам составляет

а) 30 дней до родов и 30 дней после родов;

б) 50 дней до родов и 50 дней после родов;

в) 70 дней до родов и 70 дней после родов.

9. Первичным органом, рассматривающим трудовые споры, является:

а) комиссия профсоюзного комитета;

б) административная комиссия;

в) профсоюзный комитет;

г) суд;

д) комиссия по трудовым спорам.

Перечислите препятствия к заключению брака

а) между усыновителями и усыновленными;

б) между опекунами (попечителями) и подопечными;

в) между двоюродными братьями и сестрами;

г) между троюродными братьями и сестрами.

11. Размер алиментов на 2-х несовершеннолетних детей составляет:

а) 1/8 заработка платильщика алиментов;

б) 1/4 заработка;

в) 1/3 заработка;

г) 1/2 заработка.

12. Какая разница в возрасте должна быть между усыновителем и усыновляемым ребенком?

а) не менее 10 лет;

б) не менее 15 лет;

в) не менее 16 лет;

г) не менее 18 лет;

д) не менее 20 лет.

13. Опекун назначается:

а) судом;

б) органами опеки и попечительства;

в) прокурором;

г) ЗАГСом.

14. Предметом отрасли права социального обеспечения являются?

а) совокупность приемов и способов, с помощью которых государство воздействует на отношения по социальному обеспечению,

б) совокупность правовых норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению,

в) основные принципы социального обеспечения,

г) отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право.

15. Не являются юридическими фактами в праве социального обеспечения:

а) рождение ребенка;

б) достижение ребенком 1,5 лет;

в) достижение ребенком 3-х лет;

г) достижение ребенком 7-ми лет;

д) достижение ребенком 16-ти лет;

е) достижение ребенком 18-ти лет;

ж) достижение женщиной 55 лет, а мужчиной 60 лет;

з) достижение 80-т лет;

РАЗДЕЛ VII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы»

1. Правовые проблемы социальной работы. Современное состояние правового обеспечения социальной работы.

2. Правовой статус социального работника.

3. Понятие и система социального права как комплексной отрасли права. Ведущие институты социального права. Взаимосвязь социального права и другими отраслями права.

4. Предмет и методы правового регулирования социального права. Принципы социального права.

5. Источники социального права. Основные черты и принципы социального законодательства. Акты конституционного, гражданского, семейного, трудового, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного права, права социального обеспечения, содержащие нормы, регулирующие деятельность социального работника.

6. Социальные права: понятие и виды. Классификация прав и свобод.

5. Правовой статус личности.

6. Понятие социальных гарантий прав граждан. Объекты, субъекты и содержание гарантий.

7. Функции, принципы, механизмы реализации социальных гарантий.

8. Классификация социальных гарантий прав личности.

9. Способы защиты нарушенных прав граждан.

10. Судебно-правовая защита прав граждан.

11. Гражданское судопроизводство. Лица, участвующие в деле.

12. Стадии гражданского процесса. Процессуально-правовые гарантии.

13. Уголовное разбирательство и судопроизводство. Лица, участвующие в деле.

14. Стадии уголовного процесса. Процессуально-правовые гарантии.

15. Международно-правовая защита прав граждан.

16. Защита прав человека государственными органами и общественными организациями.

17. Законность и правопорядок в области реализации социальных прав граждан.

18. Понятие и виды правонарушений социальных прав граждан.

19. Ответственность за нарушение социальных прав и свобод граждан. Ответственность, возлагаемая в судебном или административном порядке.

20. Основания возникновения гражданских правоотношений. Виды гражданских правоотношений. Объекты, субъекты, содержание гражданских правоотношений.

21. Гарантии осуществления гражданских прав граждан. Способы защиты гражданских прав. Исковая давность.

22. Понятие обязательства. Стороны в обязательстве. Обязательства, возникающие из причиненного вреда. Обязательства из необоснованного обогащения. Обеспечение исполнения обязательств.

23. Отдельные виды обязательств: купля-продажа, мена, дарение, рента и пожизненное содержание с иждивением, аренда, заем и кредит, наем жилого помещения.

24. Ответственность за нарушение обязательств. Способы прекращения обязательств.

25. Наследственное право: понятие, принципы, источники.

26. Основания наследования. Время, место открытия наследства. Круг возможных наследников. Недостойные наследники.

27. Наследование по завещанию. Свобода завещания. Завещательный отказ. Завещательное возложение. Наследственная трансмиссия.

28. Завещание в чрезвычайных обстоятельствах. Недействительные завещания. Исполнение завещания.

29. Наследование по закону. Очереди наследников. Выморочное имущество.

30. Основания возникновения брачно-семейных правоотношений. Объекты, субъекты, содержание семейных правоотношений. Виды семейных правоотношений.

31. Гарантии осуществления и защиты семейных прав. Способы защиты семейных прав. Исковая давность.

32. Алиментные обязательства: понятие, виды, признаки.

33. Алиментные обязательства родителей и детей.

34. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

35. Алиментные обязательства других членов семьи.

36. Порядок взыскания и уплаты алиментов. Размер алиментов.

37. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

38. Усыновление детей: понятие и значение усыновления, субъекты отношений по усыновлению, порядок и условия усыновления, правовые последствия усыновления.

39. Опека и попечительство над детьми: понятие опеки и попечительства, порядок их установления, права и обязанности опекунов и попечителей.

40. Приемная семья: понятие и порядок образования приемной семьи, права и обязанности приемных детей, приемных родителей и органов опеки и попечительства.

41. Понятие, предмет, метод, принципы, источники ювенального права. Ребенок как субъект правоотношений.

42. Правовой статус ребенка. Реализация правового статуса ребенка. Обеспечение личных, социально-экономических прав и свобод ребенка.

43. Проблемы юридической ответственности несовершеннолетних. Органы власти и дети.

44. Основания возникновения общественно-трудовых правоотношений. Объекты, субъекты, содержание трудовых правоотношений. Виды трудовых правоотношений.

45. Гарантии осуществления трудовых прав граждан. Право граждан на трудоустройство.

46. Гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу и существенном изменении условий труда. Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора.

47. Способы защиты трудовых прав. Роль профсоюзов в охране и защите трудовых прав граждан.

48. Трудовые споры: понятие, виды. порядок рассмотрения.

49. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.

50. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с учебой.

51. Гарантии и компенсации при временной нетрудоспособности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Возмещение расходов при использовании личного имущества работников.

52. Особенности регулирования труда женщин, лиц, связанные с семейными обязанностями, лиц, работающих по совместительству; педагогических работников.

53. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

54. Особенности регулирования труда лиц, с пониженной трудоспособностью.

55. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного характера: виды и содержание.

56. Уголовная ответственность женщин; лиц с семейными обязанностями; лиц, пожилого возраста. Отсрочка отбывания наказания осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей.

57. Понятие, предмет, метод, принципы, источники уголовно-исполнительного права. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

58. Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Правовая и социальная защита осужденных.

59. Учреждения и органы, исполняющие наказание. Правовое положение сотрудников учреждений и органов управления исполнением наказаний.

60. Понятие, виды, функции социального обеспечения. Организационно-правовые формы социального обеспечения. Источники финансирования социального обеспечения.

61. Понятие, предмет, метод, принципы, система, источники права социального обеспечения.

62. Понятие трудового стажа. Общий, специальный, непрерывный, страховой трудовой стаж.

63. Государственное пенсионное страхование. Круг лиц, подлежащих пенсионному страхованию.

64. Виды трудовых пенсий и их структура.

65. Условия назначения и размер трудовых пенсий по старости.

66. Условия назначения и размер трудовых пенсий по инвалидности.

67. Условия назначения и размер трудовых пенсий по случаю потери кормильца.

68. Назначение, перерасчет, доставка трудовых пенсий.

69. Досрочное назначение трудовых пенсий.

70. Субъекты государственного пенсионного страхования, их права и обязанности.

71. Государственное пенсионное обеспечение. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

72. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

73. Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим.

74. Условия назначения пенсий военнослужащим.

75. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны.

76. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семьи.

77. Социальные пенсии.

78. Понятие пособий и их классификация.

79. Понятие и виды нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности.

80. Пособия гражданам, имеющим детей: круг лиц, имеющих право на пособия, условия назначения, размеры пособий.

81. Правовой статус безработного. Пособие по безработице.

82. Пособие на погребение: круг лиц, имеющих право на пособие, размер пособия, источники финансирования.

83. Пособие беженцам и вынужденным переселенцам: круг лиц, имеющих право на пособие, условия назначения, размер пособия.

84. Компенсационные выплаты.

85. Понятие медицинской помощи. Основные принципы охраны здоровья. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья.

86. Виды медико-социальной помощи. Лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение.

87. Медицинское страхование: обязательное и добровольное. Федеральная программа обязательного медицинского страхования. Субъекты обязательного медицинского страхования, их права и обязанность

88. Социальное обслуживание: понятие, принципы. Виды социального обслуживания.

89. Понятие социальной службы. Виды учреждений социального обслуживания. Источники финансирования.

90. Правовые основы социальной защиты семьи, женщин и детей.

91. Гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

92. Защита прав детей ограниченными возможностями.

93. Правовые основы социальной защиты ветеранов.

94. Правовые основы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

95. Социальная защита военнослужащих.

96. Правовые основы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев.

97. Правовые основы социальной защиты лиц без определенного места жительства и ранее судимых.

РАЗДЕЛ VIII. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ:

Промежуточный контроль знаний студентов проводится в виде контрольного тестирования по дисциплине, изучение которой предусмотрено учебным планом в течение всего учебного семестра с учетом текущей успеваемости.

Требования к межсессионной аттестации студентов:

· регулярное посещение лекционных и семинарских занятий студентом;

· активная работа на практических занятиях;

· проведение лекций под руководством преподавателя (по желанию студента);

· успешное написание промежуточного тестирования.

Оценка результатов промежуточного тестирования. Количество правильных ответов (%) соответствует четырех-бальной системе:

· менее 50% - «неудовлетворительно»;

· 50-70 % - «удовлетворительно»; - 70-90% - «хорошо»;

· 90-100% - «отлично».

Промежуточная аттестация выставляется по четырех-бальной системе, с учетом разработанных учебным отделом рекомендаций.

Промежуточная и итоговая аттестация.

Правила аттестации знаний студентов представляют собой серьезную методическую проблему, которая решается по-разному в разных странах, в разных ВУЗах и даже на различных кафедрах.

В идеале аттестационная оценка студента должна быть показателем степени пригодности его знаний и способностей для последующей трудовой деятельности, уровня усвоения учебного материала, объема полученных практических навыков. Это его рейтинг среди других специалистов, на основании которого он эффективно может быть использован обществом на соответствующем уровне деятельности. В принятых сегодня анкетах поступающих на работу в престижные предприятия обязательно указывается средний балл за срок обучения, а ряд фирм требует оценок по профилирующим курсам. В этом случае преподаватель несет ответственность перед самим студентом и будущим его «работодателям» за объективность и достоверность оценки.

Аттестация знаний не является целью учебного процесса, но она необходима для достижения лучшего результата.

Используемая преподавателем система аттестации иллюстрирует отношение преподавателя к значимости своего предмета и порождает соответствующее отношение студента к изучаемой дисциплине.

Рассмотрим типовые способы аттестации:

1. Простейшим вариантом является проведение аттестации как внутреннего
элемента процесса обучения. Сама оценка при этом используется только для
разрешения на переход к следующему этапу обучения и возможности
назначения стипендии. Такие оценки в последующем обычно никогда не
вспоминаются, и ими никто не интересуется.

Этот подход пока наиболее распространен в высшей школе, но он отличается некоторыми негативными моментами: во-первых, имеется элемент случайности из-за рассмотрения знаний выборочного раздела дисциплины; во-вторых, возможно «штурмовое» (недолговечное) овладение студентом знаниями перед аттестацией. Эмоциональная нагрузка на студента в период сессии при итоговом экзамене резко увеличивается.

2. Аттестация через непрерывный контроль студента в период семестра
предполагает бальную оценку отдельных элементов учебной деятельности.
Через условную шкалу оценивается каждое выполнение учебного задания,
подготовка рефератов, выступление на семинарах, выполнение
самостоятельных и домашних заданий, курсовые работы, промежуточные
экзамены, посещение занятий. В итоге студент набирает к окончанию семестра
некоторую сумму баллов, которая автоматически пересчитывается в итоговую
оценку.

На преподавателя при такой форме, аттестации ложится достаточно большая работа по ведению учета накапливаемых баллов по каждому студенту

3. Комплексная аттестация предполагает выделение трех-пяти основных видов
учебной деятельности, каждый из которых оценивается индивидуально, а
итоговая оценка формируется как средняя, но с учетом значимости слагаемых.
Причем это не просто разделение учебного материала на части, а выделение
разных элементов учебной деятельности. Например, выделяются следующие
виды учебной деятельности и назначается показатель их значимости для
итоговой аттестационной оценки:

• Посещение занятий - 25%

• Активность на семинарских занятиях - 25%

• Выполнение курсовой работы -10%

• Промежуточная оценка - 20%

• Итоговая оценка - 20%

Если студент, например, оценивается по этим видам учебной деятельности показателями 3,3,5,4,4, то его итоговая аттестация будет: 0,25x3 + 0,2x53 + 0,1x5 + 0,2x4 + 0,2+4 = 3,6

Для пересчета средней оценки в дискретную «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», вводится условное соответствие. Например, при средней оценки до 3,5 итоговая - «удовлетворительно», от 3,5 до 4,5 - «хорошо», более 4,5 -«отлично».

Эта система аттестации принята в большинстве ведущих университетов мира. Отличие состоит только в наборе контролируемых учебных элементов и их значимости для итоговой аттестации. Важно обратить внимание, что большая значимость (не менее 50%) придается ткущей учебной работе, а итоговая аттестация имеет долю на более 20-25%. Устойчивый и полный объем знаний нельзя получить за один - два дня. Требуется систематическая учебная работа.

4. Рейтинговый контроль

Степень усвоения теоретического материала по дисциплине контролируется в процессе опроса студентов на каждом практическом занятии и путем выполнения контрольных работ (1раз в две недеш). Оценки выставляются т по пятибалльной системе.

5. Модульно - рейтинговая система

В зависимости от содержания дисциплины и объема аудиторных часов в семестре, выделяются модули - логические этапы в изучении дисциплины. (В среднем три модуля). В течение одного модуля проводится оценка текущей успеваемости студентов (участие в семинарах, практикумах и т.д.) по 3-бальной системе. (Смотрите «Положение о модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов РГСУ).

6. Система зачетных единиц.

Существующие методические документы по высшей школе позволяют преподавателю самому выбирать систему аттестации знаний студента. Однако необходимо соблюдать ряд условий:

• Правила аттестации должны быть объявлены студентам на первом занятии по
курсу;

• Правила аттестации должны быть согласованы с заведующим кафедрой, если
они не являются общепринятыми для факультета;

• Правила аттестации должны быть простыми и понятными;

• Правила аттестации не могут изменяться в период изучения дисциплины.
Важным аспектом является выбор материала, выносимого на экзамен. Наиболее

распространенным оказывается экзамен, на котором студент воспроизводит материал, изложенный преподавателем на занятии. Другой подход предполагает решение на экзамене практических задач с целью иллюстрации студентом умения пользоваться имеющимися знаниями. В этом случае на экзамен не выносится теоретический материал.

Любая система аттестации не должна быть чрезмерно жесткой. Здесь не должно быть «сведения счетов», необъективности со стороны преподавателя, но халатное отношение к обучению со стороны студента должно иметь однозначную оценку аттестации. Например, если студент пропускает одно- два занятия, то у него должна быть возможность согласовать с преподавателем и самостоятельно «отработать» необходимый объем учебного материала. Следует всегда помнить, что преподаватель и студент совместно работают в интересах студента, престижа ВУЗа, развития общества.

Наши рекомендации