Музыкальный фрагмент из 7 симфонии Д. Шостаковича
1 Ведущий: Хочется вспомнить творчество и менее известных поэтов-фронтовиков, они привнесли в военную литературу пронзительную искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях. отказ от изображения парадной стороны войны и утверждение самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственности за мир. Душевная близость с народом является самой примечательной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Ведущий 1 и 2. А. Екимцев Стихотворение «Поэт»
Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!
Чтец.Павел Коган. Отрывок из стихотворения «Лирическое отступление»
Мы были всякими. Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но, людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я – патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю! …
Музыкальный фрагмент _____________
2 Ведущий: Темы войны, темы Родины… С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными»; «окопными поэтами» (по словам Алексея Суркова). В стихах и прозе слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Вся литература, по меткому выражению Алексея Толстого, была «голосом героической души народа».
Музыкальный фрагмент _____________
3 часть. «Лучшие книги о Великой Отечественной войне – новому поколению читателей»
1 Ведущий: Детские писатели-фронтовики внесли свой вклад в литературу, создав для детей и подростков произведения об их сверстниках – таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым выпало жить в тяжелое военное время. Понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные мужество и героизм. В лучших произведениях о Великой Отечественной войне показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.
2 Ведущий: Интерактивная презентация, подготовленная библиотекой к 70-летию Победы называется «Лучшие книги о Великой Отечественной войне – новому поколению читателей».
Представление книг – рекомендуемой для чтения с детьми литературы о войне.
4 часть. «От первого боя – до Вечного огня»
1 Ведущий:Мы обращаемся к проблеме сохранения памяти …
Чтец. Муса Джалиль.Стихотворение «Если жизнь проходит без следа...»
Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах!
2 Ведущий: С целью увековечения памяти о героях Великой Отечественной войныУральским педагогическим университетом ибиблиотекой организуются патриотические проекты и конкурсы. К Дням воинской славы России, к Дню Победы продолжается конкурс «Знать и помнить: имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц нашего города», по следующим номинациям:
«Историческое наследие родного края: военная топонимия»;
«Имена земляков-героев Великой Отечественной войны на карте нашего города, поселка»;
«Спасибо тебе, солдат!»: изучаем историю ВОВ в библиотеке, музее, архиве».
Представление работ-победителей 1 этапа конкурса:
1.
2.
3.
4.
5.
(Вручение Благ. писем руководителям работ)
1 Ведущий:Конкурс «Знать и помнить: имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц нашего города» вошелво Всероссийский проект«Живая история»,инициированный УрГПУ. Поздравляем победителей и приглашаем новых участников! Оборудование: выставка творчества писателей, Благ. письма руков. работ
Музыкальный материал: «Hа всю оставшуюся жизнь», «В землянке»,
«Песня военных корреспондентов», Набатный колокол, татарская народная мелодия.
Музыкальный фрагмент из 7 симфонии Д. Шостаковича.