Обучение мышлению и заучивание
Мышление — это обобщенное и опосредствованное отражение действительности. Опосредствованным оно является потому, что заменяет практические действия над самими вещами идеальными действиями над их образами и понятиями, позволяет решать практические задачи посредством идеальной (теоретической) деятельности, опираясь на знания о свойствах и отношениях вещей.
Понятия отображают структурные и функциональные свойства вещей и' их отношения. Благодаря понятиям в мышлении возможны предвосхищение результатов определенных действий над новыми объектами, перенос действий, целесообразное, управление ими в новой ситуации без практических проб и ошибок.
Пути обучения мышлению
Перед учебной практикой ставится задача обучения самим приемам умственной деятельности (или умственным действиям). В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими.
Овладение приемами происходит через: 1) ознакомление учащихся с ними, 2) упражнение — применение
соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, 3) перенос — использование приемов при решении новых задач. Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности примерно таков: усвоение содержания приема — самостоятельное его применение — перенос на новые ситуации.
Пути овладения приемами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приема и методики обучения. В частности, прием может восприниматься в готовом виде от педагога или самостоятельно отыскиваться учащимся. Этот поиск может идти постепенно через пробы и ошибки или же сразу на основе «схватывания сути дела». Развитие приема может идти от узкого варианта, который применим лишь для определенного материала и задачи, к широкому, применяемому в разнообразных типах задач; от конкретного приложения (оперирование реальным объектом) к абстрактному (оперирование отвлеченными свойствами и отношениями) и т. п. В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных методов.
Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще не решенные задачи, называют творческим мышлением. О его формах и операциональных структурах пока известно мало. Слова типа «озарение», «вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапе не может целиком протекать в форме понятий и логических операций, которых у человека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результат творческого мышления не просто применение известных представлений, понятий и операций, а создание новых образов, значений и способов решения задач, причем таких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новые способы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многом, сближается и даже сливается с творческим воображением.
Главное для творческого мышления — нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обна-
ружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.
Факты и явления, которые пока не укладываются в понятия, все-таки отражаются сознанием, по-видимому, это происходит с помощью воображения. Оно не ограничено рамками логики, поэтому допускает любые, самые необычные соотношения, объединения и преобразования представлений о вещах. Без фантазии нет творчества.
Обучение творческому мышлению по целям и характеру не совпадает с обучением понятийному, логическому мышлению. Главная задача последнего — сводить все факты, с которыми встречаются студенты, к известным понятиям, а все задачи — к известным способам решения. Обучение творческому мышлению, наоборот, требует подвергать все усваиваемые понятия и методы критике иоценке. Оно должно учить человека видеть ограниченность усваиваемых понятий и методов, их схематичность, неполноту по сравнению с подлинной действительностью. Творческое мышление должно учить человека видеть различие между реальными фактами и представлениями- о них, учить смелости при выходе за рамки привычных, освещенных «здравым смыслом» или авторитетами представлений, вместе с тем осторожности, самоотверженности и критичности в оценке новых творений. Оно должно учить человека искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а беспокойство. Короче, творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под готовые представления о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир, пригодный для понимания, а создавать понимание, пригодное для объяснения реального мира. Психологическая наука только приступает к изучению путей, формирующих творческое мышление.
Следует отметить, что мышление может принимать частично непонятийный или нелогический характер не только из-за своего содержания. Мышление — это вид деятельности. Поэтому оно определяется не только внешними источниками (задачей и объективными данными), но и внутренними, личностными источниками, т. е. по-
требностями субъекта в форме влечений и установок. Эта обусловленность мышления мотивационной сферой человека чревата серьезными опасностями. Внутренние побуждения могут выступать помехами правильному мышлению. Например, они могут создавать представления и понятия, не соответствующие реальности, а отражающие лишь отношения человека к ней (желания, мечты). Несколько слабее подобное проявляется в некритичности мышления, когда человек принимает любые возникающие у него (или предложенные ему) объяснения и решения, не испытывая потребности проверить их.
На ход мышления существенно влияет возможная предвзятость человека. Она может привести к так называемой ригидности, или шаблонности мышления, когда определенное понятие или решение используются по привычке, на основании соответствия предвзятым ожиданиям или отношениям к действительности. Во всех названных случаях мышление перестает выполнять основную задачу — давать верное отражение действительности и ориентировку в ней.
Наконец, при неумении использовать категории возникает так называемый синкретизм мышления. Мышление становится расплывчатым, неопределенным, диффузным, не способным выделить существенное. Окружающие явления и их свойства выделяются, объединяются и классифицируются не по категориям части, качества, количества, причины, следствия, формы, сущности, а на основе случайных чувственных впечатлений и переживаний.