Строение артикуляционного аппарата
Мимические движения | Поднять брови | ||||
Нахмурить брови | |||||
Прищурить глаза | |||||
Надуть-втянуть щеки | |||||
Сглаженность носогубных складок | |||||
Гипомимия | |||||
Губы: толстые, тонкие слева, справа, расщелины, шрамы | Улыбка-трубочка | ||||
Оскал | |||||
Вибрация «тпру» | |||||
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | |||||
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный | |||||
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель | |||||
Мягкое небо: девиация влево -вправо, укороченное, раздвоенное, отсутствует | |||||
Язык: массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой | Широкий: удержание | ||||
Узкий: удержание 5 сек | |||||
Узкий: влево- вправо | |||||
Широкий: вверх-вниз | |||||
Цоканье | |||||
Тонус: норма. Вялый, чрезмерный | |||||
Темп:нормальный, медленный, быстрый | |||||
Переключаемость:нормальная, замедленная; замены, синкинезии, гиперкинезы; тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо– влево, гиперсаливация |
Общее звучание речи
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Дыхание: норма, верхнеключичное, диафрагмальное | ||||
Речевой выдох: норма, укороченный | ||||
Темп: норма, замедленный, ускоренный | ||||
Ритм: норма, дисритмия | ||||
Голос:норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, монотонный, с носовым оттенком |
Состояние звукопроизношения
В-Ф | ||||
Т-Д-Н | ||||
К-Г-Х | ||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С-СЬ | ||||
З-ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш-Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л-ЛЬ | ||||
Р-РЬ |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры
Дом | ||||
Каша | ||||
Снег | ||||
Крыша | ||||
Мостик | ||||
Помидоры | ||||
Температура | ||||
Мотоцикл | ||||
Сквозняк | ||||
Простокваша | ||||
Сковорода | ||||
Вертолет | ||||
Мальчики слепили снеговика | ||||
Водопроводчик чинит водопровод | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской |
Фонематическое восприятие, анализ и синтез
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||
Па-ба | Ба-па | ||||||||
Та-да | Да-та | ||||||||
КА-га | Га-ка | ||||||||
Та-да-та | Да-та-да | ||||||||
Ка-га-ка | Га-ка-га | ||||||||
Мишка-мышка | |||||||||
Уточка-удочка | |||||||||
Бочка-почка | |||||||||
Трава- дрова | |||||||||
Крыса-крыша | |||||||||
Миска-мишка | |||||||||
Есть ли звук М в слове: дом, кот, мама | |||||||||
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утя | |||||||||
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук | |||||||||
Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка | |||||||||
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на | |||||||||
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а |
Состояние лексики и грамматического строя
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||||||||
Покажи, где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку | ||||||||||||
Понимание/ употребление предлогов | В | На | ||||||||||
Под | Над | |||||||||||
Перед | За | |||||||||||
Из | Около | |||||||||||
Из-за | Из-под | |||||||||||
Муж., жен., ср. род имени прилаг. и сущ. | Покажи, где красная? | |||||||||||
Покажи, где красный? | ||||||||||||
Покажи, где красное? | ||||||||||||
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени | Покажи, где Женя поймал рыбу? | |||||||||||
Покажи, где Женя поймала рыбу? | ||||||||||||
Единственное и множ.число имен сущ. и глагоглов | Покажи, где сидит аист? | |||||||||||
Покажи, где сидят аисты? | ||||||||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи карандашом ручку | |||||||||||
Покажи карандаш ручкой | ||||||||||||
Покажи дочку мамы | ||||||||||||
Покажи маму дочки | ||||||||||||
Понимание соотношения между членами предложения | Покажи, чем мальчик ловит рыбу? | |||||||||||
Покажи, кто ловит рыбу? | ||||||||||||
Покажи, кого ловит мальчик? | ||||||||||||
Понимание рассказа
«Запасливый еж» В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил целые яблоки. Яблоки он накладывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. | Кто жил в лесу? | ||||
Что он делал с яблоками? | |||||
Куда он относил яблоки? | |||||
Что еж заготавливал на зиму? |
Активный словарь
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Конкретные имена существительные/ Обобщающие слова | Игрушки | |||||
Посуда | ||||||
Одежда | ||||||
Обувь | ||||||
Мебель | ||||||
Овощи | ||||||
Фрукты | ||||||
Дикие животные | ||||||
Домашние животные | ||||||
Транспорт | ||||||
Показ и называние части предметов | Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги | |||||
Локоть, колено, ноготь | ||||||
Стул: спинка, сидень, ножка | ||||||
Машина: руль колеса | ||||||
Кабина, кузов, фары, мотор | ||||||
Кто как голос подает с 3х лет, кто как передвигается с 5 лет | Кошка | |||||
Утка | ||||||
Корова | ||||||
Собака | ||||||
Петух | ||||||
Лягушка | ||||||
Гусь | ||||||
Змея | ||||||
Свинья | ||||||
Что делает: | Повар | |||||
Врач | ||||||
Почтальон | ||||||
Антонимы: | Большой | |||||
Длинный | ||||||
Широкий | ||||||
Высокий | ||||||
Светлый | ||||||
Быстрый | ||||||
Холодный | ||||||
Больной | ||||||
Сухой | ||||||
Формы: | Круг - круглый | |||||
Квадратный | ||||||
Треугольный | ||||||
Прямоугольный | ||||||
Овальный | ||||||
Имена прилагательные | Коричневы, карий/ платье, глаза, костюм | |||||
Старый, пожилой/ человек, дом | ||||||
Густой, дремучий/ лес, туман | ||||||
Выбрать слова подходящие по смыслу | К дому прилетела/ стая, стайка, стадо/ воробьев | |||||
Они уселись на крыше и весело/ пели, щебетали, чирикали | ||||||
Вдруг незаметно/ прибежала, подкралась, пришла/ кошка | ||||||
Она хотела/ поймать, схватить, взять/ одного воробья | ||||||
Стало….., сирень начала….. /расцветать, зацветать/ | ||||||
На вершину горы…., в дом….. /войти, взойти/ | ||||||
Объем словаря соответствует возрастной норме: да/нет | ||||||
Характеристика активного словаря: глаголы, имена существит., прилагательные, местоимения, наречия | ||||||
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению, ситуационной связи друг с другом, расширения/ сужения смыслового содержания, смещения лексико-грамматических признаков сходных слов | ||||||
Словоизменение
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Употребление имени существительных именительном падеже единственного и множественного числа | Коса - косы | ||||
Муха - мухи | |||||
Окно окна | |||||
Лист – листья | |||||
Лев – львы | |||||
Рукав – рукава | |||||
Дерево – деревья | |||||
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога | У меня есть карандаш | ||||
У меня нет…. | |||||
Я рисую…. | |||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стул….. | ||||
Стол…. | |||||
Карандаш…. | |||||
Книга…. | |||||
Мяч…. | |||||
Чашка…. | |||||
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов: зеленый/ красный | Лист…. | ||||
Занавеска…. | |||||
Дерево…. | |||||
Роза…. | |||||
Яблоко…. | |||||
Барабан…. | |||||
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительных | Кукла | ||||
Жук | |||||
Шар | |||||
Карандаш | |||||
Рыба | |||||
Ключ |
Словообразование
Образование уменьшительно ласкательных форм | Стул…. | ||||
Миска… | |||||
Сани…. | |||||
Кольцо…. | |||||
Пуговица…. | |||||
Шапка…. | |||||
Образование названий детенышей животных | У утки | ||||
У кошки | |||||
У гуся | |||||
У коровы | |||||
У лошади | |||||
У собаки | |||||
Образование прилагательных от существительных. Из чего сделано? /стакан из стекла/ | Стекло | ||||
Дерево | |||||
Мех | |||||
Резина | |||||
Брусника | |||||
Бумага | |||||
Снег | |||||
Чей? Чья? Чье? | Сумка мамы | ||||
Кофта бабушки | |||||
Хвост лисы | |||||
Уши зайца | |||||
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик | Уходит | ||||
Входит | |||||
Выходит | |||||
Переходит | |||||
Образование приставочных глаголов | Рисует | ||||
Убирает | |||||
Ловит |
Связная речь
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двусоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Речевое сопровождение игры 3 года | ||||
Пересказ | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Рассказ по серии сюжетных картин | 5 лет | 6 лет | ||
Логопедическое заключение: ____________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Невропатолог | ||||
Психиатр | ||||
Психолог | ||||
Социальный педагог | ||||
ЛОР-врач | ||||
Врач-ортопед | ||||
Врач-офтальмолог | ||||
Заключение МПК | ||||
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
1 период | 2 период | 3 период | |
Физиологическое дыхание. Голос. просодические компоненты | |||
Общая моторика. Ручная моторика | |||
Мимическая. Речевая моторика | |||
Звукопроизношение | |||
Динамический праксис. Звуко-слоговая структура слов | |||
Слуховое восприятие, память. фонематические процессы | |||
Зрительное восприятие и память | |||
Конструктивный праксис | |||
Оптико-пространственные представления | |||
Ориентировка на листе бумаги | |||
Активный словарь | |||
Словоизменение | |||
Словообразование | |||
Предложение | |||
Связная речь |
Рекомендации к оборудованию логопедического кабинета[11]