Дополнительная самостоятельная работа

Тетрадь для выполнения заданий по самостоятельной работе

Раздел 1. Педагогика как наука

Дополнительная самостоятельная работа

Вариант 1. Повышенный уровень

1. Познакомьтесь с авторскими школами. Сравните две авторские школы (на выбор)

      Отличительные черты Черты сходства
Название, автор(ы).        
Основная идея        
Цели, задачи образования (обучения) -        
Построение педагогического процесса (позиции педагога и ребенка, содержание, методы, формы организации, особенности)        
Ожидаемый результат        
         

Литература

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн заведений./ Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003-Гл14.

Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики / Педагогика: уч пос для студ высш учеб завед/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина –М: Академия, 2004 – 100-103

Дополнительная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике./ Амонашвили Ш.А. – М., 1995.

Газман О.С. Гуманизм и свобода. / Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов–М.,1997. –С. 111-113

Вербицкий А.А., Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы ( монография) / А.А. Вербицкий, Н.В.Жуков –М., 2006.

Газман Педагогика свободы и педагогика необходимости./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. –М.,1997. –С. 113-118.

Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы./ Г.Б.Корнетов –М., 1993. С. 119-121.

Дополнительно рекомендуемая

Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала. / Н.Анисимов// Директор школы – 1993.

Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество/ Г.Д. Глейзер // Педагогика. -2000.- № 6.

Гребенюк О.С., Теория обучения. Учебное пособие. / О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк -М. :Владос -пресс,2003. –Гл. 6.

Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент./А.Я. Наин// Педагогика.-1996.- №5.

Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках./ Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов –М.,1997. –С. 248-256

2. Изучите содержание учебников (учебных пособий) по теме «Система педагогических наук» и дополните опорную схему с обозначением отраслей, входящих в состав системы педагогических наук.

Возрастная педагогика Объект Предмет ………….. Социальная педагогика Объект Предмет
………………. Педагогика Объект Предмет …………………
………………….. История педагогики Объект Предмет …………………..

Литература

Основная.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.

Дополнительная

Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.

Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.

Дополнительно рекомендуемая:

Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.

Вариант 2. Пороговый уровень

1. Внесите в словарь определения понятий категорий педагогики как науки

· Заполните таблицу: приведите ряд определений понятия и проведите их анализ, выделяя черты сходства и отличия.

Определение понятия Признаки понятия
Совпадающие Несовпадающие
Воспитание    
Обучение    
Образование    
Развитие    
Формирование    
Личность    
Педагогический процесс    
Педагогическая система    

· Заполните таблицу

«Развитие личности» и «Формирование личности»

Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
   

Литература

Педагогика. Учеб пособие /под ред. Пидкасистого П.И., М., 2003

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь М.. 2005

Подласый И.П. Педагогика М., 2003.

И другая литература по выбору студента

2. На основе изучения источников письменно ответьте на задания

1.Дайте характеристику педагогической антропологии и антропологического подхода к рассмотрению проблем воспитания и обучения ребенка.

2.В чем состоят ведущие идеи К.Д. Ушинского применительно к изучению педагогикой ребенка?

3.Приведите примеры реализации ведущих идей педагогической антропологии в современной педагогической науке и практике.

Литература

Андреев В.И. Антропологический принцип /В.А. Андреев - Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ,2000. - Раздел 1., п. 2.3. – С.52-55

Коджаспирова Г.И. Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. Вузов. / Коджаспирова Г.М. – М., 2005

Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед..учеб. завед. / В.И.Максакова – М., 2001.

3. Письменно ответьте на вопросы

1. Что понимают под педагогикой как системой наук об образовании человека?

Определение понятия, автор Чем отличаются Черты сходства
     
   
   
   
   

2.Какова роль процессов интеграции и дифференциации педагогического знания в развитии педагогики как системы наук о воспитании и образовании личности? ________________________________________________________________

3.Укажите и охарактеризуйте основные отрасли педагогического знания.

Название отрасли Характеристика отрасли
Возрастная педагогика  
Социальная педагогика  
Профессиональная педагогика  
И др.  
   

Литература

Основная.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.

Дополнительная

Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.

Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.

Дополнительно рекомендуемая:

Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.

4. Заполните карту-схему: « Этапы педагогического исследования»

Этап педагогического исследования Задачи этапа Методы реализации задач исследования.
       

Литература

Основная:

1. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина – 2-изд, стереотип – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С.91-100.

Дополнительная:

1. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследований/ Педагогика : учебник для студ. пед. учебн. заведений/ Под ред. Пидкасистого П.И. / В.В. Краевский – М., 2003.-Гл 4. – С. 91-115

Отчет о самостоятельной работе…

Опорные моменты отчета

1. при выполнении самостоятельной работы я пополнил свои знания о…….

2. уточнил представления о….

3. научился ….

4. успешнее всего выполнил….

5. столкнулся с трудностями.. в (при)

6. необходима дополнительная работы над..

7. Оцениваю свою работу на……..

Комментарии и рекомендации преподавателя _____________________________________________…

.Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества

Дополнительная самостоятельная работа

Вариант 1. Повышенный уровень

1. Напишите реферат по теме…… «Развитие образования в современном мире»

Методические рекомендации: при написании реферата студент самостоятельно подбирает необходимую литературу, используя все доступные источники информации. В реферате необходимо раскрыть сущность образования, тенденции его развития на современном этапе, опыт организации образования за рубежом, проблемы современного образования в мире. В структуре реферата должны быть введение, далее параграфы отражающие основное содержание темы, заключение и библиографический список.

2. Дополните опорную схему на основе изучения текста учебника (учебного пособия) по теме «Носители содержания образования»

Носители содержания образования
Учебный план Образовательная программа ……………………
     

3. Ознакомьтесь с текстами, выделите позицию автора, заполните таблицу

Я согласен с………. Я не согласен с…….
   

Стр.179-181

Вариант 2 Пороговый уровень

1. Выполните библиографическое разыскивание по теме «Развитие образования в современном мире».

Подберите 5-8- источников, составьте к ним аннотации.

2. Составьте систему контрольных вопросов по теме «Развития образования в России и за рубежом».

3. Изучите тексты, выполните задания по ним. Стр….

4. Дополните опорную схему на основе изучения текста учебника (учебного пособия) по теме «Носители содержания образования»

Носители содержания образования
Учебный план Образовательная программа ……………………
     

5. Ознакомьтесь с текстами, выделите позицию автора, заполните таблицу

Я согласен с………. Я не согласен с…….
   

Стр.179-181

Отчет о самостоятельной работе…

Опорные моменты отчета

8. при выполнении самостоятельной работы я пополнил свои знания о…….

9. уточнил представления о….

10. научился ….

11. успешнее всего выполнил….

12. столкнулся с трудностями.. в (при)

13. необходима дополнительная работы над..

14. Оцениваю свою работу на……..

Комментарии и рекомендации преподавателя _____________________________________________….

Раздел 2. История педагогики

Вариант 1. (повышенный уровень)

Подготовьте и напишите статью (6 -8 печатных листов) по одной из представленных тем:

1. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.

2. Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Т. Толстого.

Список литературы для подготовки докладов

Тема 1.

- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.

Тема 2.

- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.

- Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

2. Изучите фрагмент работы И.И. Чурилова, кратко охарактеризуйте выделяемые автором исторические ступени развития образования и определите, на основе какого методологического подхода осуществлен анализ историко-педагогического процесса. Обоснуйте, почему Вы назвали именно этот подход.

Я согласен с мнением Я не согласен с мнением
   

Литература:

Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления // Гуманитаризация естественнонаучного образования. – Пермь: ЗУУНЦ, 1997. – С. 19-33.

Вариант 2 (пороговый уровень)

.1. Письменно ответьте на вопросы:

Вопросы для обсуждения:

1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?

За В.Г. Белинского За К.Д. Ушинского
   

2. В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?

________________________________________________________________

3. Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?

Понимание свободы в отечественнойшколе Понимание свободы во взглядах европейских ученых
   

Базовый учебник

Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.

Наши рекомендации