Ключевые свойства личности 2 страница

Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.

В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности - некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.

В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.

Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.

Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным - внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.

Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.

Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.

В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию - это содействие его смыслообразующим процессам.

10. Происхождение и развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Функциональные органы - это прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека является важнейшим принципом его онтогенетического морфофизиологического развития, связанного со способностями.

Первичный этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

11. Краткая характеристика общения.

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;
  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
  • информация об итогах деятельности;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

  • прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
  • прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на ...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные — специально производимые для передачи информации
  • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

12. Виды общения.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Наши рекомендации