Охарактеризуйте сензитивные и критические периоды развития речи.
Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних воздействий носит, однако, преходящий характер. Она приурочена, главным образом, ко времени наиболее интенсивного мор-фофункционального созревания и определяет феномен возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах развития.
Хотя в основе всех подобных периодов лежит временное повышение чувствительности к некоторым внешним влияниям, их характерные особенности: сущность происходящих изменений, факторы, к которым повышается чувствительность, степень избирательности к восприятию, временной режим, последствия неадекватной реализации, обратимость результата в каждом конкретном случае имеют свою специфику и составляют своеобразие любого из них.
Определение критического периода.Первоначально понятие «критический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, выходящих за границы физиологической нормы. В период внутриутробного развития каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования. Этот факт находит свое отражение в своеобразном видоспецифическом «календаре пороков развития», демонстрирующем определенные искажения развития в зависимости от времени действия вредоносного фактора. Одной из трагических иллюстраций здесь являются известные случаи рождения детей с разными вариантами изувеченных конечностей, матери которых принимали на различных сроках беременности снотворное талидомид.
В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем, критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
Таким образом, критическим в полном смысле слова, видимо, следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать воздействие определенного типа и это является условием его дальнейшего нормального развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте. Весьма вероятно, что критические периоды наиболее характерны для анатомоморфологических изменений в ходе развития. Будучи сопряжены с определенным этапом морфологического созревания, они могут представлять хронологическую инварианту развития.
Особенности сензитивного периода.Термин «сензитивный» правильнее использовать для обозначения периода, во время которого некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. В этом случае, по-видимому, в онтогенезе нет ни одного периода «рокового» по отношению к определенным воздействиям. При этом период наибольшей чувствительности рассматривается как период наиболее благоприятный, оптимальный для усвоения этих воздействий. Образно выражаясь, критический период означает «теперь или никогда», сензитивный же – «можно и в иное время, но лучше теперь». Критические и сен-зитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов.
Ожидание опыта и зависимость от опыта.Предполагается, что отдельные структуры и процессы в развивающемся организме будут по-разному реагировать на внешние воздействия. В самом общем виде можно выделить структуры и процессы двух типов (Gree-noughetal, 1987).
Для первых, определяемых как «ожидающие опыта», внешние воздействия выступают как триггер – сигнал, запускающий развитие, которое происходит по генетической программе и почти не зависит от характера средовых влияний (в пределах физиологически допустимой нормы). «Ожидающие опыта» – это структуры и процессы консервативной наследственности, определяющие видовые признаки и не обладающие межиндивидуальной изменчивостью, т.е. одинаковые у всех представителей данного вида. Период «ожидания опыта» по сути является критическим, потому что неадекватный опыт необратимо искажает нормальный ход развития.
Наряду с этим существуют структуры и процессы второго типа, «зависящие от опыта». Они отличаются выраженным диапазоном изменчивости, возникающей под влиянием внешних воздействий и рассматриваются как морфофункциональная основа усвоения индивидуального опыта. «Зависимость от опыта» также явление временное, однако существенные изменения опыта приводят к соответствующим модификациям в развитии структур, не нарушая самого хода развития. Кроме того, подобные изменения нередко частично обратимы, поэтому период зависимости от опыта правильнее считать сензитивным.
Критические и сензитивные периоды в развитии ЦНС.Каждая мозговая структура имеет свои временные характеристики созревания: начало, скорость, конец процесса и соответствующий этому период максимальной чувствительности. Иначе говоря, онтогенез ЦНС включает последовательное повышение чувствительности отдельных ее звеньев соответственно времени наиболее интенсивного развития каждого из них.
В созревании ЦНС условно можно выделить два аспекта. Первый – рост и самодифференцировка нейронов и их связей, мало зависящие от внешних обстоятельств и идущие по генетической программе. Второй – сходные изменения нейронов, но вызванные функциональной активностью под влиянием внешних воздействий. В связи с этим факторы, оказывающие влияние на созревание ЦНС, условно можно разделить на две группы. Первая – совокупность агентов, обеспечивающих полноценную биохимическую среду развития, необходимую для нормального роста и дифференцировки нейронов. К ним относятся: полноценные метаболические процессы и адекватная гормональная активность. Здесь имеются свои критические периоды развития. Например, период половой специализации структур мозга. Вторая группа включает факторы функциональной специализации отдельных элементов и звеньев ЦНС. Наиболее эффективное действие этих факторов приурочено к сен-зитивным периодам. Лучшим примером здесь служат организующие действия обогащенной среды.
Формирующие свойства сензитивных периодов и диапазон потенциальной изменчивости структур и функций под влиянием внешних воздействий, получаемых организмом в это время, являются наиболее значимыми характеристиками для понимания природы взаимодействия внешних влияний и развивающихся физиологических особенностей.
Системная модель.Универсальность такого явления как временное повышение чувствительности к внешним воздействиям позволяет рассматривать его с позиций системного подхода (Scott, 1974). Период повышения чувствительности рассматривается в этом случае как необходимый этап в развитии любой системы, соответствующий моменту ее консолидации. Организационные процессы в системе в этот момент идут с наибольшей скоростью. В случае критического периода (как, например, в эмбриогенезе) процессы преобразования системы проходят в течение короткого интервала времени, а затем полностью прекращаются.
В других случаях организационные процессы в системе могут протекать с разной скоростью: в начале очень быстро с постепенным снижением чувствительности до определенного уровня, но без полной ее утраты. Возможен и еще один вариант, когда организационные процессы в системе ускоряются неоднократно, в этом случае система будет обнаруживать не один, а несколько, возможно, ритмически повторяющихся критических периодов.
На рисунке 12.1 представлена обобщенная схема, иллюстрирующая соотношение основных понятий, характеризующих период повышения чувствительности к внешним воздействиям. Схема отражает тесную взаимосвязь критического и сензитивного периодов в развитии системы. Важно подчеркнуть, что вследствие повышения избирательной чувствительности системы к средовым воздействиям, возникающей в сензитивном периоде, он одновременно является и оптимальным для направленных воздействий с целью оптимизации или коррекции развивающихся процессов, и периодом уязвимости системы к повреждающим воздействиям.
Из сказанного следует, что критические и сензитивные периоды обеспечивают также реальный механизм индивидуализации развития. Поскольку в зависимости от особенностей реализации каждого конкретного периода дальнейшие этапы развития могут приобретать все более специфический, присущий только данному индивиду опыт.
Кризисы психического развития.В психологии проблема критических и сензитивных периодов психического развития имеет свою историю изучения. Несмотря на некоторые различия в теоретической интерпретации этих явлений, общепризнанно, что существуют периоды, когда психическое развитие происходит наиболее быстро и особенно напряженно.
Применительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С.Выготским. Он выделял пять таких кризисов: одного, трех, семи и тринадцати лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству. Третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Последний представляет перелом развития при переходе к пубертату. Указанные Л.С.Выгодским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации / децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.
Как отмечает Н.С. Лейтес (1978), толкование критических периодов у Выготского имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития: и тут, и там – это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего развития резкие сдвиги.
Поскольку индивидуальность человека на всех этапах развития целостна, можно высказать предположение, что психические кризисы имеют системный характер, и в качестве «невидимой подводной части айсберга» включают существенные физиологические преобразования. Основания для такого предположения есть, поскольку в возрастной физиологии и возраст 7 – 8 лет, и начало пубертата рассматриваются как критические периоды развития. Оба эти периода, помимо многих специфических особенностей, характеризует и общее явление: высокое напряжение гомеостатических механизмов адаптации.
Наряду с понятием кризиса в психологии присутствует понятие возрастной сензитивности, при этом считается, что в каждом возрасте ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, специфическим для данного возраста (Лейтес, 1978). Причем подчеркивается, что природу этой сензитивности нельзя вывести только из процессов созревания (натуральный ряд) или объяснить педагогическими воздействиями и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Она возникает в результате «сплетения органического и социального рядов в целостном психическом развитии» (Ананьев, 1969).
Пока, по-видимому, преждевременно высказывать предположения по поводу того, какие конкретные физиологические механизмы создают условия для обеспечения этих явлений в психическом развитии ребенка, их изучение – дело будущего.