Концептуальные позиции программы воспитательной системы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шайгинская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы:

Соловьева Л.И..

Г.

Концептуальные позиции программы воспитательной системы - student2.ru

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Школа активных и успешных детей »

на 2016-2020гг.

р.п.Шайгино,

Паспорт программы

Наименование программы: ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ системы

«Школа активных и успешных детей» Муниципального общеобразовательного учреждения

«Шайгинская основная общеобразовательная школа»

Статус программы: школьная

Основной разработчик программы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шайгинская основная общеобразовательная школа»

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

Исходное состояние воспитательной системы.

Концепция программы …………………………………………………………...7

-Цель и задачи………………………………………………….9

- Принципы реализации………………………………………. 9

.Содержание программы………………………………………………………....11

- Мероприятия по реализации программы…………………..12

- Механизм реализации программы ………………………...21

- Этапы реализации программы……………………………....22

- Ресурсное обеспечение……………………………………....23

- Ожидаемые результаты………………………………………23

- Мониторинг внеурочной деятельности…………………….24

Заключение

Приложения

Концептуальные позиции программы воспитательной системы

«Школа успеха»

Лицо у каждой школы есть своё,

А нашу школу трудно не узнать.

Всегда быть первой – вот девиз её!

Всегда вперёд к успеху!

Так держать!

Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности .Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе. Успех ребенка в школе—это залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью.

Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной системы «Школа активных и успешных детей»

В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого.

Концептуальные позиции программы воспитательной системы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.

Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной.

Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений

В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения.

Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.

Цель и задачи

Цель воспитательной деятельности школы:формирование опыта достижения успеха в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими

  • Задачи:
  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума.
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

· обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности через внеурочную деятельность;

· организация осмысления учащимися полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;

Принципы реализации программы:

Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип самоактуализации.В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

Содержание программы

Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:

успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

успешность школьников – включение в творческую деятельность;

успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;

успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;

успешность – результат достижения в различных сферах деятельности;

успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;

успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья

В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:

- гражданско- патриотическое

- духовно-нравственное (Программа «Мы-россияне».)

Приложение №1.

-спортивно-оздоровительное (Программа спортивного клуба «Факел»)

Приложение №2

- трудовое(различные трудовые десанты, бригады, проекты, акции)

-экологическое(Программа «Природа и мы»)

Приложение №3

- интеллектуальное(внеурочная деятельность и кружки)


Направления Задачи Мероприятия Сроки Ответственные
«Я-гражданин» (Гражданско-Патриотическое) -воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; -формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите; -формирование гражданского отношения к Отечеству; -воспитание верности духовным традициям России; -развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. Уроки мужества День народного единства; классные часы, посвященные Международному Дню толерантности и т.д. месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»; День Конституции; месячник гражданско-патриотического воспитания; День памяти героев-земляков; Военно-спортивная игра «Зарница»; акция «Ветеран» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда); уроки мужества «Подвигу народа жить в веках» (мероприятия, посвящённые Дню Победы); День России; интеллектуальные игры; участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности. Презентации о знаменательных датах Акции «Обелиск», «Вместе поможем ветеранам», «Листая памяти страницы» Создание слайдпрограмм об участниках войны и тружениках тыла Работа школьного музея Военно-спортивная игра «Зарница»; Выставка поделок «Фронтовой подарок» месячник гражданско-патриотического воспитания; месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»; Поисковая работа Создание летописей Экскурсии Встречи с интересными людьми Участие в мероприятиях и конкурсах по плану работы отдела Образования. Работа по сбору материалов о выпускниках к юбилейным датам школы (основное звено) -Беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); - классный час (внеурочная); краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); - просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная); - творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная); - изучение вариативных учебных дисциплин; - участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детским общественным объединением «Искорка» (внеурочная, внешкольная); -встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная(начальное звено)   в течение года Кл.руководители
ноябрь Учитель истории
в течение года Кл.руководители
в течение года Кл.руководители
в течение года Учитель истории
в течение года Учитель истории
декабрь Учитель истории
апрель – май Классные руководители; зам.дир.по ВР
  Классные руководители; зам.дир.по ВР
  Классные руководители; зам.дир.по ВР
  в течение года Классные руководители
  в течение года Классные руководители
в течение года Классные руководители
  Классные руководители; зам.дир.по ВР
в течение года классные руководители
в течение года классные руководители
в течение года классные руководители, зам.дир.по ВР
«Я и здоровье» (Спортивно-оздоровительное) создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. День Здоровья; Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; Профилактическая программа «Здоровье»; Всемирный день здоровья Спортивные мероприятия; Беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.д.; Участие в массовых спортивных мероприятиях,подвижных играх,тренингах; Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом; Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам Месячник оборонно-массовой работы Проведение классных часов по ЗОЖ Организация летнего отдыха детей(основное звено) Беседы, тематические игры, театрализованные представления, проектная деятельность; -беседы, лекции с педагогами, медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, в том числе к аддиктивным проявлениям различного рода - наркозависимость, игромания, табакокурение, интернет-зависимость, алкоголизм и др., -дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др. для формирования умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения; -дни здоровья; -олимпиады, конкурсы; -исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены; -спортивные секции, кружки, клубные часы; -школьные и районные спортивных мероприятия, соревнования (весёлые старты, безопасное колесо)(начальное звено) в течение года классные руководители, зам.дир.по ВР,учитель физкультуры
  в течение года классные руководители
май Администрация, Социальный педагог
«Я и культура» (Интеллектуальное) -раскрытие духовных основ отечественной культуры; -воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов; -формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; -формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях. -День знаний; -выполнение творческих заданий по разным предметам; -посещение учреждений культуры; -КТД эстетической направленности; -Последний звонок; -организация экскурсий по историческим местам района; -участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества; -совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность); -вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. -Школьная научно-практическая конференция «Планета эрудитов», -Работа школьной газеты, Школьные, муниципальные, региональные предметные олимпиады, тематические недели Библиотечные уроки в течение года Учителя – предметники;
в течение года учителя – предметники; зам.дир.по УВР
в течение года учителя – предметники; зам.дир.по УВР,педагог-организатор
Работа пришкольных лагерей Работа с одарёнными учащимися и трудно успевающими (основное звено) Интеллектуальные игры и турниры знатоков (внеурочная, внешкольная); -олимпиады, конкурсы (внеурочная, внешкольная); кружки; -реализации учебно-исследовательских проектов; -проведение внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр интеллектуальной деятельности.(начальное звено) каникулярное время Руководители лагерей;
в течение года Учителя – предметники  
«Я и труд» (Трудовое) формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитание сознательного отношения к учебе, труду; развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях; формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. День профориентации; субботники по благоустройству территории школы; акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; экскурсии на предприятия Тоншаевского района; выставки декоративно-прикладного творчества; конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Дежурство по классу и школе Ра Работа на пришкольном участке(основное звено)   -Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная), - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). - презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная); - конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная); - трудовые акции (внеурочная, внешкольная)(начальное звено)   в течение года Администрация, классные руководители;  
в течение года классные руководители; учащиеся
  1, 4 четверть руководитель пришкольного участка
«Я и природа» (Эколого-краеведческое) Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни(начальная школа) Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления(основная школа) -Тематическ- Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная), - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). - презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная); - конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная); - трудовые акции (внеурочная, внешкольная).ие недели; - Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фоторабот, викторины; - Просветительская работа с учениками и родителями; -Практическая работа на территории школы и посёлка: субботники, высадка саженцев; -Участие в акции «Чистый поселок», -Участие в конкурсах различного уровня(начальное звено) тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; экологическая акция «Чистый пруд»; организация экскурсий по историческим местам района; посещение историко-краеведческого музея; экологические субботники; классные часы «Школа экологической грамотности»; организация и проведение походов выходного дня; участие в экологических конкурсах; дни экологической безопасности; День птиц; участие в районных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии; участие в по благоустройстве территории; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.(основное звено) -Реализация экологических проектов: «Чистый поселок» «Чистый двор» «Живая капля» «Береги энергию» «Бумажный бум»(начальное звено) в течение года Классные руководители; зам.по ВР,учитель истории,учитель географии,биологии  
«Я-человек» Духовно-нравственное формирование духовно-нравственных ориентиров; формирование гражданского отношения к себе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности; формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств; развитие самосовершенствования личности. День Знаний; День пожилого человека; День Учителя; День матери; Благотворительные акции; Смотр строя и песни (мероприятия ко Дню защитника Отечества) Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; Совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность, беседы); Беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.; Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.(основное звено) - Беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная); - театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная); - художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная); - встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная); - классный час (внеурочная); - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная); - акции благотворительности, милосердия (внешкольная); - творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная(начальное звено) в течение года Классные руководители; педагог – организатор,зам.по ВР    

Наши рекомендации