Раздел 1. Общие основы педагогики
ПЕДАГОГИКА
Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальностей
Современные иностранные языки (преподавание);
Иностранный язык (с указанием языка)
2014 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Т.Е. Карпович, доцент кафедры педагогики УО МГЛУ, кандидат психологических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
В.Т. Кабуш, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования УО АПО, доктор педагогических наук, профессор
Кафедра педагогики и методики высшей школы УО МГЛУ
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой педагогики
(протокол №8 от 28.03.2014 г.);
Научно-методическим советом УО МГЛУ
(протокол № 4 от 30.04.2014)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»
В учебной программе курса «Педагогика» внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.
Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научно-педагогических знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.
Задачами курса являются:
1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;
2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;
3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.
Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.
Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста
В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к дисциплинам государственного компонента цикла общенаучных и общепрофессиональных дисциплин на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию академических, социально-личностных и профессиональных компетенций специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь. Курс педагогики тесно связан с такими дисциплинами государственного компонента цикла, как психология, страноведение, методика преподавания иностранных языков, а также с такими дисциплинами компонента учреждения высшего образования, как история педагогики и курсы по выбору по актуальным вопросам педагогики.
Требования к освоению учебной дисциплины
В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:
· общие основы педагогики, теорию и общую методику обучения и воспитания;
· основы педагогического менеджмента и акмеологические основы профессиональной деятельности;
· нормативно-юридические и научно-методологические документы, определяющие функционирование системы образования в стране.
В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:
· организовывать и осуществлять продуктивное педагогическое взаимодействие на уроке и во внеурочной деятельности;
· осуществлять научно-педагогическое и практико-ориентированное исследование проблем образования личности;
· заниматься самообразованием и самовоспитанием.
В результате изучения курса «Педагогика» студент должен владеть:
· инновационными технологиями, методиками и средствами обучения и воспитания личности;
· умениями определять задачи обучения и воспитания личности и решать их в зависимости от конкретной образовательной ситуации;
· методиками диагностики и оценки качества процесса обучения и воспитания.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:
· АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:
▫ теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;
▫ методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;
▫ прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения.
· АК-3. Владеть исследовательскими навыками в педагогической деятельности.
· АК-4. Уметь работать самостоятельно.
· АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
· АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:
· СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
· СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
· СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
· СЛК-6. Уметь работать в команде.
· СЛК-7. Уметь ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в определенном социуме.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
в организационно-управленческой деятельности:
· ПК–1. Работать с юридической, нормативно-правовой литературой и трудовым законодательством в профессионально-педагогической сфере.
· ПК–7. Готовить доклады, материалы к презентациям.
· ПК–8. Пользоваться глобальными информационными ресурсами и средствами телекоммуникаций.
· ПК–9. Управлять ученическим и студенческим коллективом.
· ПК–10. Организовывать взаимодействие участников образовательного процесса.
· ПК–11. Создавать творческую атмосферу в коллективе.
· ПК–12. Разрешать возникающие в коллективе конфликтные ситуации.
в преподавательской деятельности:
· ПК–19. Осуществлять основные функции преподавателя иностранных языков на основе интеграции знаний и профессионально значимых умений и навыков.
· ПК–20. Реализовывать цели и содержание обучения, осуществлять оптимальное планирование образовательного процесса по иностранным языкам.
· ПК–22. Развивать познавательные потребности, мотивы и интересы учащихся, формировать у них лингвистическое мышление в процессе обучения иностранному языку.
· ПК–23. Учитывать психологические и дидактические особенности иностранным языкам разных групп обучаемых.
в учебно-методической деятельности:
· ПК–45. Осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности.
в воспитательной деятельности:
· ПК–46. Планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с учащимися.
· ПК–47. Формировать общую культуру учащихся на основе патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, воспитывать в них социальную толерантность, интерес и уважение к другим лингвокультурам.
· ПК–48. Владеть формами и методами, современными методиками и технологиями воспитания.
· ПК–49. Руководствоваться основными закономерностями психологии воспитания и обучения в педагогическом процессе.
· ПК–50. Организовывать досуг учащихся, использовать различные формы внеурочной деятельности учащихся с целью формирования у них ценностных ориентаций и гармоничного развития личности.
· ПК–51. Осуществлять воспитательный процесс на основе закономерностей развития личности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
· ПК–52. Обеспечивать взаимодействие школы и семьи.
в научно-исследовательской деятельности:
· ПК–53. Владеть основами методологии и теории научного исследования.
· ПК–54. Пользоваться научной и справочной литературой.
· ПК–55. Осуществлять отбор материала для исследования.
· ПК–56. Анализировать и интерпретировать исследуемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
· ПК–57. Готовить научные рефераты, тезисы выступлений и доклады.
· ПК–58. Оформлять результаты научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями современной информационной библиографической культуры.
в инновационной деятельности:
· ПК–59. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям в области лингвистики и лингводидактики.
· ПК–60. Формировать банк данных инновационных технологий по различным аспектам преподавательской, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.
· ПК–62. Реализовывать инновационные программы обучения и воспитания.
На изучение курса «Педагогика» на дневной форме обучения по специальности 1–21 06 01–01 Современные иностранные языки (преподавание) всего отводится 170 часов, из которых 84 часа отведено на аудиторные занятия и 86 часов на самостоятельную работу студентов, из которых управляемая самостоятельная работа составляет 50 часов. Аудиторные занятия включают 50 часов лекций и 34 часа семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (3 семестр) и экзамена (4 семестр).
На изучение курса «Педагогика» на заочной форме обучения по специальности 1–02 03 08 Иностранный язык (с указанием языка) всего отводится 226 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 100 часов на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (4 семестр) и экзамена (5 семестр).
Примерный тематический план
учебной дисциплины «Педагогика»
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | ||
Лекции | Семинар-ские занятия | СР | ||
1. | Общие основы педагогики | |||
1.1 | Педагогика в системе наук о человеке | |||
1.2 | Воспитание и развитие личности в мировой педагогике | |||
1.3 | Целеполагание в педагогике | |||
1.4 | Педагогический процесс как система и целостное явление | |||
1.5 | Современные тенденции в развитии образования | |||
1.6 | Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь | |||
2. | Дидактика | |||
2.1 | Содержание образования | |||
2.2 | Процесс обучения | |||
2.3 | Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование | |||
2.4 | Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике | |||
2.5. | Организация процесса обучения: формы и системы | |||
2.6 | Педагогическая диагностика | |||
2.7 | Современные дидактические идеи | |||
3. | Теория воспитания | |||
3.1 | Процесс воспитания | |||
3.2 | Содержание воспитания | |||
3.3 | Организация процесса воспитания в современной школе | |||
3.4 | Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика | |||
3.5 | Проблема формирования положитель-ной Я-концепции личности ученика | |||
3.6 | Основы педагогики общения | |||
4. | Профессиональная деятельность педагога | - | ||
4.1 | Учитель как личность и профессионал | |||
4.2 | Управление современной школой | |||
ИТОГО: |
Содержание учебного материала
Раздел 1. Общие основы педагогики