Система работы с родителями

В рамках «Тройственного союза ребенок—родитель—педа­гог» реабилитационная работа с «особым» ребенком является наиболее оптимальной. На плечи родителей ложится ее наи­большая тяжесть и ответственность.

Кто же они, родители детей с глубоким нарушением ин­теллекта? Прежде всего, это заботливые, терпеливые, добрые люди. Кроме того, это высококвалифицированные специа­листы, имеющие как высшее, так и среднее специальное образование. У многих из них полные семьи, с добрыми вза­имоотношениями между членами. Эти люди мечтали о здо­ровых детях и с нетерпением ждали их появления. Известие о том, что их ребенок сильно отличается от других детей, тяжелым бременем ложится на их плечи. Они воспринимают это как «наказанье Божье» и задают себе вопрос: «За что?», «За что его-то, невинного?» Многим приходится оставлять работу, все свое время посвящать лечению и воспитанию ребенка, ибо специалистами их дети долгие годы признава­лись «необучаемыми».

Ситуация осложняется тем, что родители детей с ограни­ченными возможностями часто сами являются глубоко трав­мированными людьми. У многих из них не сложились судь­бы; они пережили слишком много боли и отчаянья, чтобы объективно оценивать возможности ребенка; но, главное, на вопрос «За что мне такая доля?» многие так и не нашли ответа.



Часто родители отчаянно сопротивляются диагнозу. Не по­лучив быстро помощи специалистов, они становятся яростны­ми поклонниками «нетрадиционных» методов лечения: ури­нотерапия, лечение травами, глиной и пр. Известны случаи, когда это приводило к тяжелым последствиям: ребенок, «очи­щаясь от шлаков», слабел, терял приобретенные навыки. Од­нако мать упорно не хотела видеть этого, искренне веря в то, что, «очистившись», ребенок даст резкий позитивный скачок. В таких случаях специалисты оказываются пойманными в ло­вушку: с одной стороны, больно видеть, как ребенок теряет с таким трудом приобретенные навыки и результаты кропотли­вого ежедневного труда «уходят в песок», с другой стороны, неприятно ощущать свое бессилие перед матерью ребенка.

Есть родители, у которых с рождением «особого» ребенка поменялся взгляд на мир, отношение к самим себе и другим людям. Одни обвиняют себя, другие видят корни своего не­счастья в «злобных происках» недругов: наговор свекрови, бывшей подруги и пр. Есть и такие, которые приняли ситуа­цию и ребенка такими, какие они есть, изменили стиль своей жизни, встали на путь личностного роста и сотворчества.

Первоочередная задача работы с родителями состоит в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас чело­века. Наиболее действенная метафора, которая приводится родителям, это воображаемая встреча с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне, и внутренне. Но никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «болен». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то, скорее всего, мы не будем выписывать им направления на терапию и всевоз­можные лекарства. В первую очередь мы попытаемся уста­новить контакт, понять их язык и обучить своему.

Другая важная задача работы с родителями — постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ре­бенок будет жить самостоятельно, поэтому наша цель — сделать его максимально адаптированным. Это очень непро-

сто, потому что многие родители привыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Многие родители бессознательно сопротивляются растущей самосто­ятельности ребенка. Они боятся стать ненужными и потерять смысл своей жизни.

Большая трудность работы с родителями заключается в том, что многие из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно». С этим утверждением невозможно не согласиться. Корни родительской настороженности лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже про­тиворечивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят рекомендациям. Часто приходится слышать, что основная проблема — материаль­ная. «Были бы деньги — поехали в Америку и вылечились бы». Однако известно немало случаев, когда находились средства для лечения за рубежом, но после этого проблема не только сохранялась, но и усиливалась.

В связи с этим важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является взаимное доверие и принятие между специалистом и родителем.

Установить доверие непросто. Оказывается, между роди­телем здорового ребенка и родителем «особого» есть, по мне­нию последнего, большая дистанция. «Вам легко судить (учить, говорить, советовать и пр.), у вас здоровый ребенок, вы не пережили того, что я». Если специалист сам имеет ребенка с проблемами, это часто облегчает понимание и формирует доверие.

Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеющие творческие резе­рвы и веру, представляют собой мощную силу. Задача спе­циалиста заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее в «правильном» направлении.

Опыт показывает, что практически всем родителям необ­ходима психотерапевтическая помощь. Эта помощь должна предоставляться в самом начале работы индивидуально. Бы-





вает, что 1—3 консультации меняют жизнь в семье в лучшую сторону. Групповая психотерапевтическая работа полезна уже после того, как члены группы пройдут индивидуальные консультации.

Работа с родителями может проводиться в двух направле­ниях: психотерапевтическом (индивидуальная и групповая работа) и просветительском.

Наши рекомендации