Основные требования к уроку.
Об условиях организации урока.
Если "требования к уроку" - это указание на то, каким должно быть основное содержание урока, то, что может означать термин "условия организации урока" как мы понимаем, "условия" могут означать "наличие объективных обстоятельств", "наличие материального, морального обеспечения, без которых невозможен эффективный урок в любом типе школы.
Имеются две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. Главным делом является творчески работающий учитель с хорошей специальной, политической, дидактической и методической подготовкой; второе - наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся <с развитым чувством коллективизма>, с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивами учения; третье - наличие хорошего учебника, учебных и наглядных пособий, электронно-вычислительной техники, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения; четвертое условие - по счету, но не по важности - наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и педагогом, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к учащимся.
К этой же группе условий можно отнести и соблюдение правил школьной гигиены и режима работы.
Следовательно, наличие основных социально-педагогических и психолого-дидактических условий организации урока и есть самое общее требование к нему.
Основные требования к уроку.
Внедрение нового обучения, новое понимание метода обучения, дидактической структуры урока, сущности оптимизации обучения, содержание дидактической игры и других нововведений – все это требует иного педагогического мышления и ученых, и практиков.
Новый подход к объяснению сути требований к уроку тоже предполагает нестандартное мышление, потому что на урок предлагается посмотреть не с точки зрения вопроса: что делать? <это Функция метода), а каким должно быть основное его содержание (нацеленность учебного материала, методов. Форм и средств обучения), как оно обеспечивает Формирование личности учащегося.
Другими словами. Формулировки требований к уроку необходимо строить на основе структурно-функционального подхода, на основе структуры личности. Формирование свойств которой и есть основная Функция любого урока и теоретического, и практическогообучения.
Основные цели урока - образовательная, воспитательная и развивающая. Каждая из них достигается путем решения дидактических задач урока. Каждая задача решается в соответствии с принципами и положениями теории обучения и воспитания. Следовательно, можно говорить о требованиях к воспитательной, образовательной и развивающей Функциях урока. Кроме того, как отмечалось выше, могут быть требования и к условиям организации и проведения урока, соблюдение которых обеспечивает успех организации учебного процесса.
Приведем краткие Формулировки основных требований к уроку.
Требования к воспитывающим Функциям урока:
1. Процесс усвоения знаний на уроке проходит как процесс Формирования научного мировоззрения учащихся на основе системы философских и научных знаний, ознакомления их с методами науки и опытом построения демократического общества.
2. Процесс взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке совершается как процесс идейно-политического и нравственного становления личности учащихся.
Требования к образовательным Функциям урока:
1. Организация педагогического процесса соответствует системе дидактических принципов и направлена на Формирование целостной системы научных, политехнических и трудовых знаний, умений и навыков учащихся, их правильной целостной ориентации и активной жизненной позиции.
2. Различное сочетание структурных элементов урока, содержания. Форм и методов обучения соответствует целям создания проблемных ситуаций, преемственности и практической направленности обучения, установления межпредметных связей, профориентации учащихся и обеспечивает их достижение.
3. На всех этапах урока учитывается специфика изучаемого материала, уровень знаний и познавательных умений учащихся и возможность применения активных Форм и методов обучения, ведется работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и предупреждению их неуспеваемости.
Требования к развивающим Функциям урока:
1. Сочетание самостоятельных работ учащихся (проблемного и непроблемного характера> с усвоением готовых выводов науки и способов деятельности обеспечивает возникновение проблемных ситуаций, систематические упражнения в поиске способов решения учебных проблем. Формирование навыков технического мышления и интереса к рационализаторской работе и направлено на развитие познавательной и интеллектуальных способностей учащихся.
2. Методическая структура урока обеспечивает Формирование учебных, познавательных, политических и трудовых умений учащихся, их навыков работы с учебной книгой, техническими средствами, компьютерами, оборудованием и инструментом, воспитывается бережливое отношение к ним, готовность к творческому труду на производстве .
Рассмотрим основное содержание конкретных требований к воспитательной, образовательной, развивающей Функциям урока и к условиям его эффективности.
Первое требование - Формирование научного мировоззрения. Процесс усвоения на уроке философских, научных и профессиональных терминов, законов, принципов, правил и способов умственной и практической деятельности учащихся.
Второе требование - Формирование гармонически развитой личности. Процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроке проходит как процесс идейно-политического, нравственного и гражданского становления личности учащихся, как процесс Формирования социально направленных ценностной и профессиональной ориентации, личностных отношений, соответствующих требованиям общества.
Третье требование - методика соответствует системе принципов обучения. Это означает, что методическая организация урока соответствует системе дидактических принципов и направлена на Формирование целостной системы научных, политических и трудовых знаний, умений и навыков учащихся, их правильной ценностной ориентации и активной жизненной позиции.
Четвертое требование - вариативно использовать структуру урока. В рамках дидактической трехкомпонентной структуры урока различное сочетание элементов методической и логико-психологической подструктур, содержания. Форм и методов обучения соответствует целям создания политехнических и проблемных ситуаций, установления межпредметных связей, профориентации учащихся и обеспечивает их достижение.
Пятое требование - учить учиться и работать. Методическая структура урока обеспечивает Формирование учебных, познавательных, политехнических и трудовых умений учащихся, их навыков работы с учебной книгой, техническими средствами, компьютерами, оборудованием и инструментом, воспитывается бережливое отношение к ним, готовность к творческому труду на производстве.
Шестое требование - целесообразно проблемное обучение. Сочетание самостоятельных работ учащихся проблемного характера с усвоением готовых выводов науки и способов деятельности обеспечивает возникновение проблемных ситуаций, систематические упражнения в поиске способов решения учебных проблем. Формирование навыков технического мышления и интереса к рационализаторской работе и направлено на развитие познавательной самостоятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.
Выполнение седьмого требования связано с реализацией системы методов проблемного обучения, соблюдением принципа проблемности, отражающего закономерности возникновения проблемных ситуаций и решения учебных проблем.
Этот дидактический принцип конкретизируется в таких основных правилах, как:
а) систематически создавать проблемные ситуации и, исходя из возможности и целесообразности, организовать решение учебной проблемы учащимися;
б) соблюдать логику познавательного интереса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, обуславливающих развивающий характер учебного процесса.