П. Вступительное слово учителя.
(Звучит тихая музыка.)
Урок начинается с рассказа Николая Сладкова «Страшный невидимка». (Читает учитель.)
Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно срывал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал, положил травы. Заморозил лужи.
Потом бесследно стали исчезать птицы: пеночки, зяблики, дрозды. Еще вчера все видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно прятались в чаще.
Но невидимка находил их там. Он делал все, что хотел. Взял и выкрасил всем зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые чулки надел. Рыжих белок сделал серыми, пестрых куропаток — белыми. Барсуков, ежей, енотов до того запугал, что они попрятались под корни деревьев и носа не кажут.
Перетрусили лесные жители. Что ни день - в лесу страшные новости. Исчезли лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.
Больше всех перетрусили сеголетки — те, что только этим летом на свет появились. Ничего подобного они еще не видели. Вот страху натерпелись! Да что сеголетки, если старый медведь — и тот стал место для берлоги облюбовывать, чтобы спать завалиться и от страшного невидимки спрятаться. А невидимка бродит по лесам и полям, деревья гнет, свистит, волны на берег выплескивает, то дождем землю вымочит, то морозцем схватит. Все дороги испортил, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его — невидимка он!
— О каком невидимке идет речь?
— Приметы какой поры года встретились в рассказе?
— Почему осень считают грустной порой года?
— Чем особенна эта пора года?
— А чем вам нравится осень?
Ш. Работа с картиной И. Левитана «Золотая осень».
— Посмотрите на доску. Перед вами картина русского художника И. Левитана
«Золотая осень».
В Москве, на Мясницкой улице, в училище живописи, ваяния и зодчества закончились уроки — разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа, в углу, за мольбертом, сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда школьный сторож, отставной солдат по прозвищу Нечистая сила, окончит свой обход. Вот открылась дверь, в глаза метнулся огонек жестяного фонарика... Дверь закрылась, мальчик в углу остался один. Ему некуда было идти: родители умерли, сестры жили у чужих людей, а старший брат Адольф часто и сам не знал, где найдет
ночлег... Этот хрупкий, красивый мальчик и был Исаак Левитан, который впоследствии стал великим русским пейзажистом.
И. Левитан говорит с нами языком красок, с помощью которых показывает картину золотой осени.
— Посмотрите внимательно на картину. На ней изображен простой пейзаж, который вы встречали не раз, но не всегда заостряли на нем внимание.
— Расскажите, что изображено на переднем плане картины, опишите кусты у берега, осинку. Почему осины можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что можно еще рассказать про них? (Они собрались на пригорке, греются в последних лучах солнца.)
— Какие деревья изображены вдали? (Березки.)
—^Что можно сказать о наших любимицах? (Они собрались в кружок и водят хоровод.)
— Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны.)
— Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (Береза.)
— Чем отличается ее окраска от окраски других берез? (Одинокая береза стоит вся золотая, а на других березах и осинах еще виднеются зеленые листья.)
— Докажите, что день, изображенный на картине И. Левитана, солнечный и теплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, на траве и на реке — солнечные зайчики.)
— Какие краски использовал художник?
— Почему картина названа «Золотая осень»?
— Можно ли назвать «золотой» всю осень? Почему нельзя?
— Есть две осени. Одна — золотая, радостная, роскошно убранная, богатая урожаем.
Другая — невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем
мелкого дождя. Зовут ее поздней осенью.
Осень... Эта пора года всегда волновала умы и сердца многих композиторов,
писателей, художников, поэтов. Они смогли увидеть, оценить и донести до нас всю ее
красоту и неповторимую прелесть. Многие из вас к сегодняшнему уроку подготовили
стихи про осень. Давайте их послушаем.
IV. Игра «Волшебный микрофон».Дети читают стихи, подготовленные дома. Физкультминутка.
Мы листочки, мы листочки, А потом летать устали! И листочки быстро сдул.
Мы осенние листочки. Перестал дуть ветерок— Все листочки полетели
Мы на веточках сидели,
Мы присели все в кружок. " на землю тихо сели.
Ветер дунул — полетели.
Ветер снова вдруг подул Мы летали, мы летали.
(Учащиеся садятся за парты.)
— Не только поэты видели красоту осенней природы. К. Паустовский, М. Пришвин,
Г. Скребицкий, Л. Толстой и другие писатели любили природу и много писали о ней.
(Внимание учащихся обращается на выставку книг.)
V. Работа с текстом.
1. Чтение «цепочкой» рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».
2. Обсуждение прочитанного.
— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?
— С какими красками отправилась Осень в лес?
— В какие цвета Осень раскрасила березы и клены?
— Каким стал дуб?
— Как в рассказе изображены сосны и ели?
— Как выглядят осенью луга и поля?
— Как ведут себя осенью лесные жители?
VI. Работа в группах.
К доске прикреплен плакат, на котором изображена осенняя полянка с одиноким
деревом. У дерева нет листочков.
— Вам необходимо украсить дерево листочками. Вы их получите, когда правильно
выполните задания в группах. (Задания выполняются под музыку.)
Задания для 1 группы.
— Назовите приметы осенней погоды:
Гром в сентябре — осень... (теплая)
Осенью паутина - на погоду... (ясную).
В сентябре одна ягода, да и то горькая... (рябина). Облака идут низко — скоро... (похолодает).
— Какой месяц в народе называли: ревун—... (сентябрь — за ветреную погоду);
хлебник, листобой—... (октябрь — за полные закрома); ледовый кузнец, ворота зимы—... (ноябрь)?
Задания для 2 группы.
— Найдите в книге Г. Трофимовой «Чудеса двенадцати месяцев» ответы на
следующие вопросы:
1. Какой день календаря начинает осень? (22 сентября — день осеннего равноденствия.)
2. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины.)
3. Куда осенью исчезают бабочки? (Большинство бабочек гибнет с первыми холодами.)
4. Когда пауки летают? (В ясные осенние дни. Ветер вместе с паутиной поднимает и носит по воздуху молодых паучков.)
5. У какого зверя в листопад рождаются детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются — «листопадники»-.)
6. Кто больше боится холода - птицы или змеи? (Змеи, потому что у них холодная кровь. В холпод они замерзают.)
Задания для 3 группы.
Раскрасьте картинку по описанию (прил. 1).
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Просвистит рябчик, прокурлычут высоко в небе пролетающие косяком журавли. (По и. Соколову-Микитову)