Даты календаря культуры здоровья
21 марта | Международный день Земли |
22 марта | Всемирный день воды |
24 марта | Всемирный день борьбы с туберкулезом |
7 апреля | Всемирный день здоровья |
15 апреля – 5 июня | Общероссийские дни защиты от экологической опасности |
22 апреля | День Земли |
15 мая | Международный день семьи |
31 мая | Всемирный день борьбы с курением |
1 июня | Международный день защиты детей |
5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды |
23 июня | Международный Олимпийский день |
26 июня | Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков |
27 июня | День молодежи России |
14 августа | День физкультурника |
1 сентября | День знаний |
9 сентября | Всемирный день красоты |
11 сентября | Общероссийский День трезвости |
27 сентября | Международный день туризма |
1 октября | Международный день пожилых людей |
3 октября | Всемирный День трезвости |
10 октября | Всемирный день психического здоровья |
18 ноября | Международный день отказа от курения |
1 декабря | Всемирный день по борьбе со СПИДом |
19 декабря | Всероссийский день трезвости |
Проверь себя
Воспитанный(ая) ли я сын (дочь)?
(Поставь в квадрате слева знаки "+" или "—")
q Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
q Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы "не крутился под ногами"?
q Отложи на минуту книжку, и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
q Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
q Свои нужды (купить "Денди", джинсы, мопед и т. д.) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
q Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?
q Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)
q У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному скучно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
q У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
q Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме .пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие: + — — + + + + — — —.
Если есть некоторые несовпадения, то допиши:
Я решил(а), что______________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Вопросы и задания
1. Чем отличаются трезвые праздники от "пьяных"?
2. Что лежит в основе общения? Каковы общие правила общения?
3. С какими ситуациями, нарушающими нормы морали, ты встречаешься в быту и на праздники? Приведи примеры.
4. Как ты отвергнешь сигарету или алкоголь, предложенные тебе знакомыми, в т. ч. и в праздничный день?
Домашнее чтение
Все движется любовью
С одной стороны, все мы смертны. Но с другой - одни из нас даже своей смертью утверждают торжество жизни. А другие - всей своей пьяной жизнью утверждают среди людей лукавую и хищную смерть. Чтобы избавиться от недовольства жизнью и от желания поиграть со смертью, давайте попробуем начать с себя, заполнив нижеследующую таблицу:
I Я доволен | II Я высоко ценю | III Я не доволен | IV Я не люблю | |
В жизни | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ |
В людях | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ |
В себе | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ | 1._________ 2._________ 3._________ |
Заполнять таблицу надо, конечно, наедине с собой, не торопясь (возможно, и в течение нескольких дней), не лукавя и не стараясь выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. В каждой ячейке должно быть не менее 1 и не более 10 слов или словосочетаний.
Если после заполнения таблицы окажется, что в столбцах III и IV слов гораздо больше, чем в I и II, можно предположить, что с жизнелюбием у вас проблема.
Решить проблему можно, разумно сочетая два древних, как мир, способа. Во-первых, попробовать исправить к лучшему все, чем мы недовольны, а также устранить все, что мы не любим. Это частично возможно (и нужно!) сделать по отношению к себе, очень затруднительно и не всегда стоит делать по отношению к другим людям, и уж совсем неразумно пытаться исправлять по отношению к этой жизни - она шла своим чередом до нас, и будет идти по-своему после нас, несмотря на все наше недовольство.
Во-вторых, смириться со всем, чем мы недовольны и чего мы не любим, но не в силах изменить. Научиться довольствоваться жизнью, окружающими людьми, своим трезвым состоянием.
Мало этого, надо еще найти в себе силы искренне полюбить жизнь в том, что или кого мы в ней полюбим.
После того, как нам удастся переписать все слова из столбцов III и IV в столбцы I и II, мы сможем спокойно и уверенно приступить к выяснению того, чем же недовольны наши родители и близкие и почему они настолько не любят себя, что травятся табаком, алкоголем и наркотиками.
Помогите другу исправить то, чем он недоволен и может исправить, своим примером и терпением помогите научиться любить обычную трезвую жизнь, радуясь и довольствуясь каждой повседневной "мелочью", вроде куска хлеба, хорошей погоды, чистой одежды или отсутствия боли.
Литература
Афонин И, Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! С-Петербург. - Харьков. - Минск, 1996.
Белогуров С. В. Популярно о наркотиках и наркоманах. - Санкт-Петербург, 1998.
Вишневская-Рошковская К. Новая жизнь после шестидесяти. – М, 1999.
Воспитание здорового ребенка в семье. Методические рекомендации для медицинского персонала детских поликлиник, проводящих занятии в "Школе родителей". – М., 1984.
Григорьева Л. С. Антинаркотическое воспитание детей в учебных заведениях. - Якутск,1995.
Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. - Ленинград, 1991.
Зайцев Г. К. Школьная валеология. - Санкт-Петербург, 1998.
Здоровый образ жизни. Учебное пособие. - Ярославль, 1999.
Ершов С. А. Исцеление словам. - Псков, 1995.
Иванова Е. Как помочь наркоману. - Санкт-Петербург, 1997.
Информационный сбор состояния детства. - Якутск, 1991.
Колбанов В. В. Валеология. - Санкт-Петербург, 1999.
Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. Б. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. (Пособие для учителя). - Мос-ква,1992.
Кононова С. К., Прокопьева Ю. Н., Павлова Е. Н., Ноговицына А. Н., Кириллина В. И. Наше здоровье - в наших генах. – Якутск, 1999.
Луиза Хей. Жизнь. Единственная и неповторимая. – М., 1998.
Нельсон-Андерсон Д., Уотерс С. Генетические связи. - Санкт-Петербург, 1996.
Плешкова Г. В., Анисимова З. В., Дмитриева Н. Г. Уроки нравственного здоровья. - Москва, 1994.
Профилактика наркозависимости в школе. Методическое пособие. – Новосибирск, 1999.
Пузырев В. П., Назаренко Л. П. Генетико-эпидемиологическое исследование наследственной патологии в Западной Сибири. – Томск, 2000.
Сборник. Записи Г. А. Шичко. – Курган, 1990.
Сборник. Как избавиться от курения. – Курган, 1991.
Соколов Ю. А. Выбери жизнь. - Санкт-Петербург, 1996.
Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. – М., 1985.
Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - Санкт-Петербург. 1997.
Татарникова Л. Р., Поздеева М. В. Валеология подростка. - Санкт-Петербург, 1998.
Ткачевский Ю. М. Правовые аспекты борьбы с наркоманией и алкоголизмом. - Москва, 1990.
Углов Ф. Г., Дроздов И. В. Живем ли мы свой век. - Москва, 1983.
Углов Ф. Г. Из плена иллюзий // Роман-газета. – Москва, 1994.
Углов Ф. Г. Ломехузы. - Ленинград, 1991.
Углов Ф. Р. Самоубийцы. - Санкт-Петербург, 1995.
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: в 3 т. – Москва, 1989-1990.
Чумаков Б. Н. Валеология. – Москва, 1997.
Шичко-Дроздова Л. П. Он пришел дать нам веру. – Абакан, 1993.
Щедрина А. Г. Понятие индивидуального здоровья - центральная проблема валеологии. - Новосибирск, 1996.
* Истолкована работа академика В. П. Петленко. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. – СПб.: Петроградский и К°, 1998, с. 23-28.
* Углов Ф. Г. Человеку мало века. – СПб.: Наука, 2001, с. 136-139.
* Таблицы взяты из: Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. – СПб.: "Петроградский и К°, 1998, с. 498-499.
* Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. – СПб.: "Петроградский и К°, 1998, с. 500.
* Материал взят из книги: Системы оздоровления П. С. Брегга. – М.: "Мега", 1994.
* Питание и здоровье. – Н. Новгород, 1994, с. 3-5.
* Материал взят из книги: А. Шварценеггер "Арнольд – детям. От рождения до 10 лет". – СПб., 1993.
* Трунова Н. И. Старинная кухня. – Н. Новгород: Курьер, 1991, с. 15-19.
* Толкачев В. А. Организационно-методические основы формирования здорового образа жизни. – Минск: Бел. госуд. акад. физ. культуры, 2001, с. 13-14.
* Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. – СПб.: Петроградский и К°, 1998, с. 632.
* Татарникова Л. Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. – СПб.: Петроградский и К°, 1996, с. 120-121.
* Использованы материалы из книги М. А. Субботиной. Уроки гражданственности. – Н. Новгород: Ниж. гум. центр, 2001.
* Использована работа профессора А. Н. Якушева Становление и развитие антиалкогольной мысли и опыта формирования трезвого образа жизни с древнейших времен по 1917 год. – М.: Институт возрастной физиологии РАО, 1993, с. 12-67.
* Татарникова Л. Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. – СПб.: Петроградский и К°, 1996, с. 223-225.
* Использованы материалы из книги академика В. П. Петленко Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. – СПб.: Петроградский и К°, 1998, с. 199-204.
* Использована работа Григорьевой Л. С. Папа, мама, я – здоровая семья. – Якутск: Бичик, 2000, с. 55-58.