Общая характеристика курса. Проектная деятельность при изучении курса «Я – исследователь» в начальной школе имеет отличительные особенности:
Проектная деятельность при изучении курса «Я – исследователь» в начальной школе имеет отличительные особенности:
• приоритет краеведческой направленности, предусматривающей использование особенностей природы родного края;
• долгосрочный характер (программа рассчитана на все четыре года обучения);
• использование как групповых форм реализации программы (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальных (оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).
Использование вариативных ресурсов позволяет расширить потенциальные возможности курса:
- учителя школы осуществляют проведение занятий, проводят консультации, обеспечивают мотивацию на выполнение проектов, обеспечивают сопровождение выполнения исследовательских работ, организацию экскурсий;
- сотрудники УДОД, учреждений культуры и науки проводят экскурсии, лектории, развивающие занятия;
- родители учащихся оказывают необходимую помощь и поддержку при выполнении проектов.
Курс «Я - исследователь» проводится во второй половине дня, его значимость определяется необходимостью формирования УУД, в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП начальной школы.
Курс изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (1 класс - 27 часов, 2-4 классы - по 34 часа). Общий объем времени составляет 129 часов. В каждом классе создаются возможности для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы) и социальными партнерами.
Способом определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде педагогического наблюдения.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса:
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются:
- готовность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- способность осмысливать мотивы собственных действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
- Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической, культурологической грамотности и УУД, в том числе:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения поставленных целей;
- активно включаться в деятельность, взаимодействовать со сверстниками; доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме;
- проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях (видеотеке, электронных носителях, Интернете), на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Метапредметные результаты освоения курса связаны с умениями:
- осмысливать задачу, для решения которой недостаочно имеющейся информации, и выдвигать гипотезы;
- самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая информацию из различных областей знаний;
- находить недостающую информацию в информационном поле и несколько вариантов решения проблемы; устанавливать причинно-следственные связи;
- работать в сотрудничестве, во взаимопомощи при решении общих задач.
Содержание курса «Я — исследователь»
Класс
Планируемый проект 1-го года занятий - «Определитель растений родного края». Это коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива - «Определитель растений родного края»).
Класс
Планируемый проект 2-го года занятий – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений — с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников): коллективная деятельность (коллективный продукт — методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Класс
Планируемый проект 3-го года занятий — пособие для внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений – с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная.
Класс
Планируемый проект 4-го года занятий – пособие для внеурочной деятельности – альбом по теме «Родной край – часть великой России», коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы 2-4 учеников); коллективная (участие всего коллектива).
Тематическое планирование
Класс
Сокращения: У-1 – учебник/класс, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, с. –страницы, Д – другие источники информации.