Глава 8. Профессиональное образование
Статья 68. Среднее профессиональное образование
Расширение видов подготовки в рамках среднего профессионального образования сопровождается постановкой задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития обучающегося, ранее не выделяемой на данном уровне в Законе N 3266-1.
Такой подход должен менять концепцию содержания образовательных программ среднего профессионального образования и ориентировать их в какой-то мере на учет научной составляющей, ранее являвшейся прерогативой высшего профессионального образования.
Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии уже ставилось в качестве задачи среднего профессионального образования в старом Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), несмотря на отсутствие в самом Законе N 3266-1.
Ввиду того что на уровне Закона N 3266-1 такая задача отсутствовала, а в Типовом положении присутствовала, практика субъектов Российской Федерации противоречива. В законодательстве об образовании некоторых субъектов Российской Федерации, например, Московской области, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Смоленской области, Тамбовской области, Ульяновской области такая задача предусмотрена. В Челябинской области достижение такой задачи предусматривается программой развития среднего профессионального образования на территории области.
Сложившаяся ситуация потребует корректировки положений об учреждениях среднего профессионального образования и образовательных программ, в которых формирование соответствующих профессиональных компетенций должно обеспечиваться содержательной частью.
Законом предусматривается, что профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих возможно после освоения программ основного общего образования, но при условии одновременного получения среднего общего образования.
Однако в области искусств реализуются образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, что дает возможность поступления в такую образовательную организацию с уровнем начального общего образования. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение вначале основного общего, затем среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.
На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования. В период получения среднего профессионального образования - права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие методическую базу для реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, должны иметь лицензию на реализацию образовательных программ также среднего общего образования.
Общеобразовательные предметы изучаются студентами на первом курсе. Получение среднего общего образования на следующих курсах может осуществляться в рамках изучения студентами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности (профиля).
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов теперь является общедоступным. Конкурсный механизм возможен только в случае обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, а также в случае превышения поступающими имеющегося количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
На уровне среднего профессионального образования теперь не предусматриваются какие либо преимущества для отдельных категорий граждан. Отсюда, прием без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право приема в образовательное учреждение теперь не должны использоваться в правилах приема.
Те категории лиц, которые традиционно имели особые права при приеме в профессиональные образовательные организации, теперь принимаются в учреждения среднего профессионального образования в отсутствие как такового конкурсного приема - на общедоступной основе. И поскольку система преимуществ для поступающих в учреждения среднего профессионального образования не предусматривается, это означает, что в случае проведения конкурсных испытаний указанные лица должны их проходить.
Необходимо учитывать, в том числе в правилах приема, что получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Это означает, что в случае освоения программы специалиста среднего звена лицом, уже освоившим данную программу, либо освоение программы подготовки квалифицированного рабочего лицом, уже освоившим программу специалиста среднего звена, получение такого образования признается повторным. В этом случае правило общедоступности не должно распространяться на такого обучающегося.
Достаточно интересной выглядит возможность итоговой аттестации по программе среднего общего образования в организации среднего профессионального образования. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
В этом случае аттестация проводится в общем порядке, если иное не будет предусмотрено Минобрнауки России в рамках отдельного подзаконного нормативного акта.
Статья 69. Высшее образование
Комментируемая статья посвящена основам высшего образования как одного из образовательных уровней в системе подготовки профессиональных кадров.
Как следует из положений закона, цель высшего образования представлена двояким образом и направлена на реализацию как публичных, так и частных интересов. К публичным целям высшего образования можно отнести подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, которая определяется потребностями общества и государства. Частные (т.е. конкретного индивида) цели высшего образования реализуются через удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Высшее образование имеет разноуровневую структуру, и получение соответствующего уровня высшего образования обусловливается наличием необходимого образовательного ценза. Так, к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. В свою очередь, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки вправе осваивать лица, имеющие образование не ниже высшего образования, с диплом специалиста или магистра. Как видно, лица, имеющие диплом бакалавра, не праве претендовать на обучение программ подготовки научно-педагогических кадров, хотя, по общему правилу, ранее соответствующие образовательные программы могли осваивать и лица, получившие образование по направлению бакалавриата.
К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. Такое требование объясняется спецификой медицинской деятельности, в обязательном требующей наличия базового образования по медицинскому направлению.
К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств. Как и ранее, предусматривается конкурсная основа поступления на обучение по образовательным программам высшего образования, которые имеют самостоятельный характер. Прием на данные образовательные программы осуществляется по результатам ЕГЭ.
Вступительные испытания предусмотрены в случае поступления на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки. При этом образовательная организация самостоятельно обеспечивает проведение таких испытаний.
Каждый поступающий на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме. Как и ранее, законодательство определяет, в каких случаях получение высшего профессионального образования того или иного уровня будет рассматриваться как получение второго высшего профессионального образования или последующего высшего образования. Связанно это, как известно, с переходом на двухуровневую систему образования. Обучение по программам бакалавриата рассматривается как получение высшего профессионального образования первого уровня. Поэтому лица, закончившие обучение по указанным программам и получившие диплом бакалавра, имеют право на конкурсной основе продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования второго уровня - программе магистратуры. В этом случае обучение по программе магистратуры не должно и не может рассматриваться как получение второго высшего профессионального образования, поскольку речь идет о получении высшего профессионального образования следующего уровня.
Новацией образовательного законодательства в этой части является дополнение перечня случаев получения второго и последующего высших образований. В рамках рассматриваемой статьи к таким случаям отнесены случаи:
Во-первых, поступления лиц, имеющих диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки, для обучения по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки;
Во-вторых, поступления лицам, имеющих диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров.
Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Комментируемая статья в целом является новой для отечественного образовательного законодательства. Несмотря на то что аналогичные положения, касающиеся общих требований к приему в образовательные организации, содержала ст. 16 Закона N 3266-1, рассматриваемая статья акцентирует внимание на условиях приема по конкретным образовательным программам высшего профессионального образования - бакалавриата и магистратуры.
Между тем ряд положений рассматриваемой статьи воспроизведено из действующего образовательного законодательства. Как и прежде, в качестве общего условия поступления для обучения по профессиональным образовательным программам высшего образования ВПО выступает наличие результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Также определяется автономия образовательной организации в установлении количества проходных баллов по конкретным направлениям подготовки бакалавров.
Для иностранных граждан предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями.
Как и ранее, для отдельных образовательных организаций закреплено право проводить дополнительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. При этом для МГУ и СПбГУ представлено право проводить дополнительные испытания по образовательным программам, определяемым непосредственно данными образовательными организациями.
Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Комментируемая статья в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы об особых правах при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предусматривала ст. 11 Закона N 125-ФЗ, посвященная вопросам приема в вуз и подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает перечень особых прав, которые могут предоставляться при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Степень лояльности при приеме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в указанных правах неодинакова и построена в статье Закона от большей к меньшей.
Режим наибольшего благоприятствования предполагает отсутствие вступительных испытаний. Далее в иерархии прав законодателем предусмотрена квота, в которую лицо может быть включено только при условии успешного прохождения вступительных испытаний, т.е. с минимально необходимым баллом. Следом за квотой действует преимущественное право при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Новшеством является введение подготовительных отделений при федеральных вузах, обучение на которых осуществляется за счет бюджетных средств.
Перечень прав не является закрытым, однако четко оговаривается, что особое право может предусматриваться только в настоящей статье и нигде более.
Предложенная система прав призвана выровнять позиции при поступлении для тех, кто в силу трудных жизненных обстоятельств не имел достаточного уровня обеспеченности, защищенности, либо достиг успехов в учебе, свидетельствующих о глубоких знаниях и, соответственно, оправданности его приема без вступительных испытаний.
Комментируемая статья исключительным образом предусматривает всю совокупность категорий граждан, которым предоставляются особые права при приеме в вуз. Наличие таковых в других нормативно-правовых актах допускается только в одном случае: при приеме на обучение по военным профессиональным образовательным программам и (или) образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и только путем предоставления преимущественного права зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях и приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджет. Такие категории предусматриваются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило пользования особыми правами при приеме в вуз.
Однократно можно воспользоваться приемом на подготовительные отделения федеральных вузов. По смыслу ч. 3 ст. 71 правом на прием без вступительных испытаний и прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний можно воспользоваться многократно, но только с соблюдением обязательного условия о невозможности подачи одновременно на несколько образовательных программ и в несколько вузов заявления о приеме с использованием особого права.
Каких-либо ограничений для пользования преимущественным правом зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях не предусмотрено.
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает две категории лиц, которые могут пользоваться правом приема без вступительных испытаний:
1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников*(112), члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам*(113).
Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
Организаторами этапов Олимпиады являются:
школьный этап - образовательные организации;
муниципальный этап - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования;
региональный этап - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
заключительный этап - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Организаторы этапов Олимпиады обеспечивают их проведение по общеобразовательным предметам, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ от 23.04.2008 г. N 134 "Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников", с учетом начала изучения каждого из указанных предметов. К таким предметам относятся: русский язык, литература, иностранный язык (английский, немецкий, французский), математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, биология, физика, химия, экономика, право, основы безопасности жизнедеятельности, технология, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, астрономия, экология.
Квоты на участие в каждом этапе Олимпиады определяются организатором соответствующего этапа Олимпиады. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.
Образцы дипломов победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады утверждены приказом Минобрнауки РФ от 19.05.2008 г. N 151 "Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров этапов всероссийской олимпиады школьников".
Заключительный этап Олимпиады проводится Минобрнауки России ежегодно с 20 марта по 1 мая на территории субъектов Российской Федерации. Выбор субъектов Российской Федерации, на территории которых будет проводиться заключительный этап Олимпиады, осуществляется на основании заявок, представляемых в Минобрнауки России органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В заключительном этапе Олимпиады от каждого субъекта Российской Федерации принимают участие:
победители и призеры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях;
победители и призеры регионального этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов, определяемое Минобрнауки России.
В случае если ни один победитель или призер регионального этапа Олимпиады, проводимого в субъекте Российской Федерации, не набрал определенное Минобрнауки России количество баллов, необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады, организатор регионального этапа Олимпиады с учетом решения жюри выбирает для участия в заключительном этапе Олимпиады одного участника из числа победителей или призеров (при отсутствии победителей) регионального этапа Олимпиады, набравших наибольшее количество баллов.
Победители заключительного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров определяются жюри в соответствии с итоговой таблицей.
Призерами заключительного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники заключительного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
В случае, когда у участника заключительного этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты победителей и призеров в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:
все участники признаются призерами, если набранные ими баллы - больше половины максимально возможных;
все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.
Квота победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету определяется Центральным оргкомитетом Олимпиады и составляет не более 45 процентов от общего числа участников заключительного этапа Олимпиады, при этом число победителей заключительного этапа Олимпиады не должно превышать 8 процентов от общего числа участников заключительного этапа Олимпиады.
Итоговые результаты заключительного этапа Олимпиады по всем общеобразовательным предметам, сформированные на основании протоколов жюри заключительного этапа Олимпиады, утверждаются приказом Минобрнауки России. Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады награждаются дипломами.
Для участия в международной Олимпиаде формируются сборные команды. В состав сборной команды включаются: члены сборной команды; руководитель сборной команды; заместитель руководителя сборной команды.
В целях формирования сборных команд и подготовки членов сборных команд Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно проводит зимние и летние учебно-тренировочные сборы.
В учебно-тренировочных сборах участвуют обучающиеся из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников текущего учебного года по соответствующему общеобразовательному предмету; обучающиеся из числа победителей и призеров олимпиад школьников, входящих в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год; обучающиеся из числа участников учебно-тренировочных сборов за последние два года по соответствующему общеобразовательному предмету.
Общее руководство подготовкой и организацией учебно-тренировочных сборов осуществляет Минобрнауки России.
Программы проведения учебно-тренировочных сборов утверждаются центральными предметно-методическими комиссиями всероссийской олимпиады школьников по соответствующим общеобразовательным предметам. Общая продолжительность учебно-тренировочных сборов по каждому общеобразовательному предмету составляет от 25 до 30 календарных дней.
Минобрнауки России утверждает составы членов сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по предложениям центральных предметно-методических комиссий всероссийской олимпиады школьников.
К международным олимпиадам, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний, относятся олимпиады по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике*(114).
Особое право при приеме предоставляется в зависимости от общеобразовательного предмета, соответствующего профилю олимпиады.
При этом соответствие реализуемых образовательным учреждением направлений подготовки и (или) специальностей профилю олимпиады образовательное учреждение определяет самостоятельно, принимая за основу общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады.
При этом законодательство РФ в сфере образования не устанавливает срок действия диплома победителя и призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Такая позиция изложена в Письме Минобрнауки России от 11.06.2010 г. N 03-1166 "О приеме в вузы победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников", в котором отражено, что диплом победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников не имеет срока действия, то есть обучающиеся, ставшие победителями или призерами заключительного этапа в 9-10-х классах, могут воспользоваться предоставленным Законом об образовании правом после окончания образовательного учреждения.
При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение победители и призеры всероссийской олимпиады школьников, поступающие в вузы по направлениям подготовки и (или) специальностям, соответствующим профилю олимпиады, представляют в приемную комиссию вуза следующие документы:
документы, удостоверяющие личность, гражданство (оригинал или заверенную ксерокопию);
документ государственного образца об образовании (оригинал);
оригинал или ксерокопию диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников*(115). Для членов сборных команд, как следует из письма Минобразования РФ от 03.07.2002 г. N 03-14ин/14-03 "Порядок приема в государственные и муниципальные высшие учебные заведения участников всероссийских и международных олимпиад", - документы победителя или участника международной олимпиады (диплом или сертификат) и письмо Минобрнауки России, подтверждающее участие в олимпиаде;
2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта представляют в приемную комиссию вуза следующие документы:
документы, удостоверяющие личность, гражданство (оригинал или заверенную ксерокопию);
документ государственного образца об образовании (оригинал);
оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего особое право при приеме.
Указанные категории лиц, имеющие право на поступление без вступительных испытаний, могут воспользоваться предоставленным им правом, подав заявление о приеме в один из имеющих государственную аккредитацию вузов соответственно на одно направление подготовки (специальность) по выбору поступающего лица. В другие имеющие государственную аккредитацию вузы указанные лица вправе поступать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы могут воспользоваться правом на прием в вуз в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний только по одной образовательной программе в одном высшем учебном заведении. Однократность использования данного права не устанавливается. Однако необходимо соблюдение обязательного условия о невозможности подачи одновременно на несколько образовательных программ и в несколько вузов заявления о приеме с использованием особого права.
В другие имеющие государственную аккредитацию вузы указанные лица вправе поступать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
При подаче заявления в приемную комиссию вуза необходимо представить следующие документы:
- документы, удостоверяющие личность, гражданство (оригинал или заверенную ксерокопию);
- документ государственного образца об образовании (оригинал);
- заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях.
Ежегодно высшим учебным заведениям распределяют контрольные цифры приема граждан для обучения их за счет бюджета по каждой специальности и (или) направлению подготовки.
Образовательная организация в этом случае обязана выделить квоту для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы лиц, в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема. Единственным условием для приема в вуз указанной категории является успешное прохождение ими вступительных испытаний.
Часть 7 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень граждан, которые могут обучаться на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Данная норма призвана выровнять позиции в возможности получения образования путем обучения на подготовительных отделениях тех граждан, кто в силу трудной жизненной ситуации, нередко обусловленной выполненным долгом, могут испытывать трудности в подготовке к поступлению в вуз.
Таким слушателям выплачивается также стипендия.
Подготовительные отделения высших учебных заведений Российской Федерации организуются в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки, создания необходимых условий при поступлении в вуз для указанной в части 7 категории лиц, имеющих среднее общее образование или среднее профессиональное образование.
Подготовительные отделения являются структурными подразделениями федеральных высших учебных заведений, финансируемыми из соответствующего бюджета.
Обучение слушателей указанной категории на подготовительных отделениях бесплатное, если они используют свое право впервые.
Обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме. Срок обучения на подготовительном отделении по очной форме обучения, как правило, - 8 месяцев, по очно-заочной (вечерней), заочной, как правило, - 10 месяцев.
Для организации набора слушателей, приема документов поступающих на подготовительные отделения приказом ректора организуется приемная комиссия подготовительного отделения. Сроки приема документов на подготовительное отделение определяются вузом.
Поступающие на подготовительное отделение подают заявление на имя ректора вуза, заверенную в установленном порядке копию документа об особом праве, подлинник документа о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании.
Программы обучения на подготовительных отделениях должны соответствовать вступительным испытаниям в вуз.
В соответствии с проектом приказа Минобрнауки России "Об определении размера стипендий, выплачиваемых слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" размер стипендии составляет 2000 р. и ежегодно корректируется с учетом инфляции*(116).
Исчерпывающий перечень граждан, предусмотренный частью 7 комментируемого закона, имеет преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Необходимым условием является успешно прохождение ими вступительных испытаний, то есть хотя бы набрать минимальный балл, установленный образовательной организацией для поступающих.
Для категорий граждан, предусмотренных частью 7 комментируемой статьи, таким образом, действуют два вида особых прав: обучение на подготовительных отделениях федеральных вузов и преимущественное право зачисления в образовательную организацию при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Законодатель не предусматривает ограничений для использования указанных двух прав последовательно, т.е. лицо имеет право сначала обучиться на подготовительном отделении, а затем пользоваться правом преимущественного зачисления в вуз.
Обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, также имеют преимущественное право зачисления в федеральные вузы. Это выпускники президентских кадетских училищ, суворовских военных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских) военных корпусов, кадетских школ, кадетских (морских кадетских) корпусов, казачьих кадетских корпус и военно-музыкальных училищ.
Единственным условием является успешное прохождение ими вступительных испытаний, то есть как минимум с минимальным баллом, установленным образовательной организацией для поступающих.
Дети граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, имеют преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные вузы.
Единственным условием является успешное прохождение ими вступительных испытаний, то есть как минимум с минимальным баллом, установленным образовательной организацией для поступающих.
При подаче заявления о приеме в приемную комиссию необходимо подтвердить родство (оригинал или копия свидетельства о рождении) и представить документ, свидетельствующий об особом праве в силу родства:
1) справка о выслуге лет военнослужащего в календарном исчислении (20 лет и более), заверенная гербовой печатью, или заверенная копия удостоверения "Ветеран военной службы" - для детей граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более;
2) выписка из приказа об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью - для детей граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 22.10.2007 г. N 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" олимпиады проводятся по общеобразовательным предметам или комплексам предметов.
Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Олимпиады проводятся ежегодно с 1 сентября по 31 марта и включают не менее двух обязательных этапов:
отборочный этап, который проводится в очной или заочной форме в период с 1 сентября по 31 января;
заключительный этап, который проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта.
Количество и формы проведения этапов олимпиады определяются организатором (организаторами) олимпиады.
К участию в каждом последующем этапе допускаются победители и призеры предшествующего этапа олимпиады.
Подведение итогов олимпиады проводится по результатам личного (индивидуального) зачета.
В олимпиадах на добровольной основе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений, осваивающие общеобразовательные программы среднего общего образования. Правила участия в каждом этапе олимпиады определяются положением об олимпиаде.
В заключительном этапе олимпиады могут участвовать победители и призеры предшествующего года аналогичной олимпиады в случае, если они продолжают освоение общеобразовательных программ среднего общего образования.
Взимание платы за участие в олимпиадах не допускается.
Координацию проведения олимпиад осуществляет Российский совет олимпиад школьников, который определяет уровни олимпиад, включенных в перечень олимпиад, на основе анализа результатов проведения олимпиад и экспертизы отчетов организаторов олимпиад по итогам проведения олимпиады, качественных критериев, а также с учетом количественных критериев.
Победители и призеры этапов олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов олимпиады.
Количество победителей каждого этапа олимпиады по общеобразовательному предмету (комплексу предметов), по которому проводится олимпиада, не должно превышать 10 процентов от общего числа участников соответствующего этапа олимпиады по соответствующему общеобразовательному предмету (комплексу предметов). Общее количество победителей и призеров каждого этапа олимпиады по общеобразовательному предмету (комплексу предметов), по которому проводится олимпиада, не должно превышать 35 процентов от общего числа участников соответствующего этапа олимпиады по соответствующему общеобразовательному предмету (комплексу предметов).
Победители и призеры олимпиады определяются по результатам заключительного этапа олимпиады. Победителями олимпиады считаются участники олимпиады, награжденные дипломами 1 степени. Призерами олимпиады считаются участники олимпиады, награжденные дипломами 2 и 3 степени.
Дипломы победителей и призеров олимпиад, образцы которых утверждены приказом Минобрнауки РФ от 30.04.2010 г. N 457 "Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров Олимпиады школьников" подлежат строгому учету. Организатор олимпиады обеспечивает заказ, хранение и учет бланков дипломов победителей и призеров олимпиады. Дипломы победителей и призеров олимпиады подписываются председателем оргкомитета олимпиады.
Представление отчетной документации, размещение информации о победителях и призерах олимпиады на web-сайтах организатора (организаторов) олимпиады и (или) олимпиады осуществляются в срок до 10 апреля; вручение дипломов победителям и призерам олимпиады осуществляется в срок до 15 мая.
По запросу победителя (призера) олимпиады Совет олимпиад выдает электронную форму его диплома посредством сервисов портала Совета олимпиад.
Диплом победителя (призера) олимпиады и его электронная форма, выданная посредством сервисов портала Совета олимпиад, имеют одинаковую силу.
При поступлении в вуз по решению образовательной организации, в зависимости от общеобразовательного предмета, соответствующего профилю олимпиады, и уровня олимпиады*(117), победителям (призерам) олимпиад в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады предоставляется одна из следующих льгот первого или второго порядка (льгота первого порядка считается льготой более высокого порядка):
льгота первого порядка - быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады; соответствие реализуемых образовательным учреждением направлений подготовки (специальностей) профилю олимпиады определяется образовательным учреждением самостоятельно;
льготы второго порядка - быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.
Приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 г. N 25 утвержден перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.
Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджета по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Правительством Российской Федерации на основе проекта внесенного Минобрнауки России. Данный проект составляется на основе предложений вузов за подписью ректора, согласованных с органом государственной власти, в ведении которого находится вуз*(118).
Перечень вузов и направлений подготовки (специальностей) в них, при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности установлен распоряжением Правительства РФ от 08.12.2012 г. N 2303-р "О перечне государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2013 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности".
По каждому общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады:
в случае предоставления льготы призерам олимпиады образовательная организация обязана предоставить льготу того же или более высокого порядка также и победителям олимпиады;
в случае предоставления льготы победителям (призерам) олимпиад III уровня образовательная организация обязана предоставить льготу того же или более высокого порядка также и победителям (призерам) олимпиад I и II уровней;
в случае предоставления льготы победителям (призерам) олимпиад II уровня образовательная организация обязана предоставить льготу того же или более высокого порядка также и победителям (призерам) олимпиад I уровня.
Информация о предоставлении указанных льгот объявляется образовательной организацией в срок до 1 июня текущего года.
Если по решению вуза победителю (призеру) олимпиады школьников предоставляется льгота первого или второго порядка, то при подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение такой поступающий представляет в приемную комиссию вуза следующие документы:
документы, удостоверяющие личность, гражданство (оригинал или заверенную ксерокопию);
документ государственного образца об образовании (оригинал или заверенную ксерокопию).
Кроме этого, как лица, имеющие особые права при поступлении в вузы, представляют по своему усмотрению подписанный председателем и заверенный печатью оргкомитета соответствующей олимпиады оригинал диплома победителя или призера олимпиады или его заверенную копию, либо электронную форму диплома, распечатанную посредством сервисов портала Российского совета олимпиад школьников "Мир олимпиад" (www.rsr-olymp.ru). Образцы дипломов победителей и призеров Олимпиады школьников утверждены Приказом Минобрнауки России от 30.04.2010 г. N 457 (зарегистрирован Минюстом России 18.05.2010 г., регистрационный N 17247).
Лица, претендующие на получение льготы второго порядка, кроме вышеперечисленных документов, представляют в приемную комиссию вуза также свидетельство о результатах ЕГЭ (его копию), либо сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим перечню вступительных испытаний по конкретному направлению подготовки (специальности).
При этом победители и призеры олимпиад школьников, приравниваемые к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, могут не представлять свидетельство о результатах ЕГЭ (его копию) либо сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах по такому общеобразовательному предмету.
В личном деле абитуриента хранятся заверенная копия диплома победителя (призера) олимпиады или его электронная форма.
Достоверность представленного диплома подтверждается на портале Российского совета олимпиад школьников (www.rsr-olymp.ru) в разделе "Дипломы РСОШ".
Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
Комментируемая статья в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы содержала ст. 2.1. Закона N 125-ФЗ, посвященная формам интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.
Содержательная нагрузка комментируемой статьи несколько изменена с учетом действующей практики и перспективных направлений государственной образовательной и научной политики и ориентирована в большей степени на привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.
Ряд из обозначенных форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности уже нашли правовое регулирование на уровне подзаконной нормативной деятельности. Так, нормативными актами Минобрнауки РФ урегулировано:
1) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 г. N 65*(119));
2) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс (Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 г. N 66*(120)).
Стоит отметить, что интеграция науки и образования является одним из направлений государственной научно-технической политики и способом повышения качества образования за счет включения в образовательный процесс ученых и использования материально-технической и информационной базы ведущих, в том числе академических, институтов.